Судья: Судак О.Н. Дело № 33-3036/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Соловьёвой Е.Ф., Федотовой Л.Б., при секретаре Ваулиной А.В., с участием прокурора Омельченко Л.В., рассмотрев 18 мая 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павлова А.С., Мокиной О.М., Кальван В.А., Варавиной Л.М., Матвиенко А.С. на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению Павлова А.С., Мокиной О.М., Кальван В.А., Варавиной Л.М., Матвиенко А.С. об оспаривании бездействия и решения Совета депутатов муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области от 28 декабря 2010 года об утверждении бюджета муниципального образования, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав заявителей Матвиенко А.С., Мокину О.М., Кальван В.А., просивших удовлетворить кассационную жалобу, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила: Кальван В.А., Мокина О.М., Варавина Л.М., Матвиенко А.С. и Павлов А.С. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области (далее – МО «Саракташский поссовет»), указывая, что 28 декабря 2010 года Советом депутатов МО «Сараткашский поссовет» принято решение об утверждении бюджета муниципального образования. В соответствии со ст.14 Устава МО «Саракташский поссовет» на публичные слушания в обязательном порядке выносится проект местного бюджета и отчет о его исполнении. Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно части 4 ст.14 Устава МО «Саракташский поссовет» порядок проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Советом депутатов муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, в целях ознакомления с проектом принимаемого муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в публичных слушаниях. Бюджет МО «Саракташский поссовет» был принят и опубликован в декабре 2010 года, но на публичные слушания его проект не выносился, чем были нарушены их конституционные права на участие в осуществлении местного самоуправления. Заявители просили признать незаконным бездействие Совета депутатов МО «Саракташский поссовет», выразившееся в том, что проект бюджета муниципального образования не был вынесен на публичные слушания, признать недействительным принятый решением Совета депутатов бюджет муниципального образования на 2011 год и обязать Совет депутатов МО «Саракташский поссовет» вынести проект бюджета на публичные слушания. В судебном заседании 28.03.2011 г. заявители уточнили свои требования и просили признать решение Совета депутатов Саракташского поссовета от 28.12.2010 г. о принятии бюджета недействительным, обязать Совет депутатов вынести решение о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на 2011 год и последующие периоды. Представитель Совета депутатов МО «Саракташский поссовет» Заруцкий Г.Г., действующий по доверенности от 28 марта 2011 года № 1, требования заявителей не признал. Решением суда от 29 марта 2011 года в удовлетворении заявления Кальван В.А., Мокиной О.М., Варавиной Л.М., Матвиенко А.С. и Павлова А.С. отказано. С таким решением суда не согласны заявители, которые в своей кассационной жалобе просят его отменить, полагая, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.14 Устава МО «Саракташский поссовет» на публичные слушания должны выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Согласно части 1 ст.187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Саракташский поссовет», утвержденным решением Совета депутатов МО «Саракташский поссовет» от 30.12.2005 года № 12 (далее – Положение), установлен порядок рассмотрения проекта решения о бюджете на очередной финансовый год. В соответствие со ст.19 Положения, администрация поссовета составляет проект решения о бюджете муниципального образования. Согласно ст.ст. 20-22 Положения администрация муниципального образования вносит проект решения о бюджете с необходимыми документами и материалами на рассмотрение в Совет депутатов поссовета не позднее 6 декабря. Внесенный проект решения о бюджете направляется на рассмотрение в комитеты и комиссии, а также депутатам Совета депутатов. В недельный срок с момента направления проекта решения проводится первое чтение проекта решения о бюджете. В двухнедельный срок с момента проведения первого чтения проект решения рассматривается Советом депутатов во втором чтении и принимается окончательно. В случае возникновения несогласованных вопросов по проекту решения о бюджете, может создаваться согласительная комиссия, которая рассматривает спорные вопросы в период между первым и вторым чтениями. Принятое Советом депутатов решение о бюджете в срок до 30 декабря направляется главе поссовета для подписания. Решение о бюджете должно быть рассмотрено, утверждено Советом депутатов поссовета, подписано главой поссовета и обнародовано до начала очередного финансового года. Согласно протоколу заседания Совета депутатов от 16 декабря 2010 года проект бюджета в первом чтении был принят правомочным составом Совета депутатов (присутствовало 14 из 15 депутатов), большинством голосов (12 голосов «за» принятие решения). Кроме того, депутаты Кальван В.А., Павлов А.С. и Мокина О.М. (заявители) участвовали в обсуждении проекта бюджета и вносили по нему предложения. Как следует из протокола заседания Совета депутатов от 28 декабря 2010 года, во втором чтении бюджет был также принят правомочным составом Совета депутатов (присутствовало 14 из 15 депутатов), большинством голосом (11 голосов «за» принятие решения). Депутаты Кальван В.А., Павлов А.С. и Мокина О.М. выступали против принятия бюджета без предварительного слушания. Их возражения были Советом депутатов рассмотрены и отклонены. В соответствии с Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета депутатов МО Саракташский поссовет от 22.11.2005 г. № 9 публичные слушания могут проводиться в различных формах (п.1.6): - слушания по проектам муниципальных правовых актов в Совете депутатов поссовета или администрации поссовета с участием представителей общественности; - массовое обсуждение населением поссовета проектов муниципальных правовых актов; - рассмотрение на заседании Совета депутатов поссовета, администрацией поссовета проектов муниципальных правовых актов с участием представителей общественности поссовета. Суд пришел к правильному выводу о том, что бюджет муниципального образования «Саракташский поссовет» на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, принят с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, а именно - уполномоченным органом, на правомочном заседании, с соблюдением требований законодательства к содержанию и форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Не проведение публичных слушаний по проекту бюджета не влечет незаконность решения о его принятии при отсутствии других нарушений. Кроме того, проект бюджета был обнародован путем размещения в местах, специально определенных распоряжением главы администрации поссовета № 190 от 15.11.2005 г., где население поселка могло ознакомиться с его содержанием и внести свои замечания. Население муниципального образования или другие уполномоченные лица с инициативой о проведении публичных слушаний по проекту бюджета не выступали. Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Например, не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями). На день рассмотрения дела бюджет муниципального образования уже был принят и вынесение его на публичные слушания было невозможным. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для удовлетворения заявления Кальвана В.А., Мокиной О.М., Варавиной Л.М., Матвиенко А.С. и Павлова А.С. не имеется. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 марта 2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Павлова А.С., Мокиной О.М., Кальван В.А., Варавиной Л.М. и Матвиенко А.С. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: