кассационное определение от 25.05.2011 года № 33-3243/2011



Судья: Шмидт Л.Н. Дело № 33-3243/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Капустиной Н.И.,

судей областного суда Имамова Ю.М., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Ефимовой Ю.Г.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 25 мая 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования «ЗАТО Комаровский» Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 8 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «ЗАТО Комаровский» в непринятии мер по осуществлению аудиозаписи открытого аукциона, по неуведомлению участников аукциона о принятых аукционной комиссией решениях, и возложении на каждого участника аукционной комиссии конкретных обязанностей,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский (далее – Администрация МО «ЗАТО Комаровский»), указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд были выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).

Так, заказчиком муниципального контракта - Администрацией МО «ЗАТО Комаровский» было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог в рамках благоустройства территории муниципального образования.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 02.07.2010 года признаны участниками аукциона и допущены к участию в аукционе ГУП «Оренбургдорстрой», ООО «Стройторг».

В нарушение требований части 3 ст. 36 Федерального закона № 94-ФЗ участнику открытого аукциона ООО «Стройторг» уведомление о допуске к участию в аукционе не направлялось.

В нарушение требований части 7 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона заказчиком при проведении открытого аукциона не осуществляется аудиозапись.

Тем самым не была обеспечена гласность и прозрачность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. В связи с этим был нарушен порядок проведения открытого аукциона, установленный нормами Федерального закона.

Распоряжением главы муниципального образования «ЗАТО Комаровский» № 40-р от 26 февраля 2010 года утверждён состав Единой комиссии по проведению конкурсов, аукционов, а также запросов котировок цен на товары, работы и услуги. Однако обязанности по ведению аудиозаписи аукциона на конкретное лицо не возложены и не определён член аукционной комиссии, в обязанности которого входит направление уведомлений участникам открытого аукциона о принятых аукционной комиссией решениях.

В связи с тем, что Администрацией МО «ЗАТО Комаровский» не определен круг конкретных обязанностей на каждого члена аукционной комиссии, был нарушен порядок размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации МО «ЗАТО Комаровский», выразившееся в непринятии мер по обязательному осуществлению аудиозаписи открытого аукциона, а также обязательном уведомлении участников аукциона о принятых аукционной комиссией решениях и обязать её возложить вышеуказанные обязанности на конкретных лиц из состава Единой комиссии по проведению конкурсов, аукционов, запросов котировок цен на товары, работы и услуги при размещении муниципального контракта.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор просил заявление удовлетворить, представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в свих письменных возражениях с требованиями прокурора не согласился.

Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 иск прокурора удовлетворен частично. Суд признал незаконным бездействие Администрации МО «ЗАТО Комаровский» в непринятии мер по обязательному осуществлению аудиозаписи открытого аукциона, а также обязательном уведомлении участников аукциона о принятых аукционной комиссией решениях. В остальной части иска отказал.

С таким решением суда не согласна Администрация МО «ЗАТО Комаровский», которая в своей кассационной жалобе просит его отменить в части удовлетворения заявления прокурора.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.

При размещении заказа путем проведения аукциона аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.

Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола (часть 3 ст. 36 Федерального закона № 94-ФЗ).

Согласно части 7 ст. 37 этого же Федерального закона при проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган в обязательном порядке осуществляют аудиозапись аукциона и ведут протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Протокол подписывается заказчиком, уполномоченным органом, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Администрации МО «ЗАТО Комаровский» от 26 февраля 2010 года № 40-р утверждён состав комиссии по проведению конкурсов, аукционов, а также запросов котировок цен на товары, работы и услуги согласно приложению № 8 в количестве 10 человек.

Из заявки в адрес главы Администрации муниципального образования от 24 мая 2010 года, поданной руководителем отдела бухгалтерского учёта следует, что она просит провести торги для заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог в рамках благоустройства территории.

Из извещения о проведении открытого аукциона (реестровый номер торгов: 6-2010-А) следует, что в нём указан муниципальный заказчик, его место нахождения, юридический и электронный адрес, номер контактного телефона и контактное лицо. В извещении имеются сведения о предмете контракта, начальная максимальная цена контракта, место выполнения работ, срок, место и порядок предоставления аукционной документации, место, дата и время рассмотрения заявок, место, дата и время проведения открытого аукциона.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе (реестровый номер торгов: 6-2010-А) от 2 июля 2010 года следует, что в заседании аукционной комиссии принимало участие 7 человек. В результате рассмотрения заявок комиссия приняла решение о допуске к участию в аукционе и признании участниками аукциона ГУП «Оренбургремдорстрой» и ООО «Стройторг».

Однако в нарушение требований Федерального закона № 94-ФЗ аукционная комиссия не направила участникам размещения заказа, признанным участниками аукциона, уведомления о принятых решениях.

Судом установлено, что также не осуществлялась аудиозапись проведенного 5 июля 2010 года открытого аукциона.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, основано на нормах закона и установленных фактических обстоятельствах.

Доводы кассационной жалобы о том, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что заказчик либо уполномоченный орган присутствовал на заседании единой комиссии и вел аудиозапись, в суд не представлено, а также о том, что отсутствие аудиозаписи не может являться основанием для признании бездействия незаконным полностью опровергаются установленными в ходе судебного заседания обстоятельствами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что со стороны Администрации МО «ЗАТО Комаровский» имели место нарушения требований федерального законодательства при проведении открытого аукциона на размещение заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, в связи с чем заявление прокурора частично удовлетворено.

Невыполнение требований федерального законодательства нарушает права и интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в сфере обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В связи с этим решение суда об удовлетворении заявления прокурора в указанной части является законным и обоснованным.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «ЗАТО Комаровский» Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: