Кассационное определение от 01.06.2011г. по делу №33-3512-2011



33-3512-2011 Разводов В.Е.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Акчуриной Г.Ж., Лебедевой Н.В. при секретаре Ефимовой Ю.Г. 01 июня 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе Михайловой Л.А. на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2011 года по исковому заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации Северного района Оренбургской области и Михайловой Л.А. о признании недействительным постановления администрации Муниципального образования Северный район Оренбургской области в части признания Михайловой Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад, представителя истца Нудельман М.М., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что Постановлением администрации МО Северный район от 21.05.2010г. №218-п Михайлова Л.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в связи с тем, что не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Администрация Северного района обратилась в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. Считает данное постановление администрации МО Северный район необоснованным, незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ).

Михайлова Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в квартире общей площадью 37,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее дочери – А.Л.М. В доме зарегистрировано 2 человека. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, ст.31 Жилищного кодекса РФ Михайлова Л.А. является членом семьи своей дочери. В связи с этим считает, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ Михайлова Л.А. учетной нормой площади жилья – 13,0 кв.м на 1 человека по Северному району обеспечена.

Истец просил суд Постановление администрации МО Северный район от 21.05.2010г. №218-п в части признания Михайловой Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать недействительным.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении истец просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Михайлова Л.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика – администрации МО Северный район – Безбородов Ю.В. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что у Михайловой Л.А. отсутствует собственное жилье. Заявил требование о применении срока исковой давности, предусмотренного статьями 254-256 ГПК РФ. Также считал, что Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области является ненадлежащим истцом по данному делу.

Решением суда исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области были удовлетворены.

Суд постановил: признать недействительным Постановление администрации МО Северный район от 21.05.2010г. №218-п в части признания Михайловой Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С указанным решением не согласна Михайлова Л.А., в кассационной жалобе она просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ст. 52 ЖК РФ).

Михайлова Л.А. в апреле 2010 года обратилась в администрацию МО Северный район с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В заявлении причину постановки на учет указала: «отсутствие жилого помещения» (л.д.24).

Постановлением главы администрации Северного района от 21.05.2010г. №218-п «Об утверждении решения жилищной комиссии» Михайлова Л.А., проживающая в <адрес>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны, поставлена с 27.04.2010г. на учет по месту жительства в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по причине отсутствия жилого помещения (л.д.4).

Удовлетворяя заявленные Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области требования, суд пришел к правильному выводу о незаконности вышеуказанного постановления в части постановки Михайловой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в виду отсутствия правовых оснований для такой постановки.

В соответствии с ч.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).

Решением Совета депутатов МО Северный район Оренбургской области от 15.04.2008г. №151-РС установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 13,0 квадратных метров на одного человека.

Согласно материалам дела Михайлова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 37,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>; кроме нее в квартире зарегистрирована и проживает ее дочь – А.Л.М. (л.д.5). Вышеуказанная квартира принадлежит на праве собственности А.Л.М. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону после смерти А.Н.К. (л.д.7).

В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Поскольку Михайлова Л.А. является матерью А.Л.М., проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, следовательно, она является членом семьи собственника жилого помещения. На каждого члена семьи А.Л.М., в том числе на Михайлову Л.А. приходится более 13,0 кв.м общей площади жилого помещения, в связи с чем, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основанию, предусмотренному п.1,2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области были удовлетворены судом обоснованно.

С доводом жалобы о том, что судом не учтен Указ Президента РФ от 07.05.2008г. №714 и Постановление Правительства Оренбургской области от 09.03.2006г. №72-п, согласно которым она подлежит обеспечению жильем исходя из общей площади 22 и 36 кв.м. соответственно, согласиться нельзя, поскольку в вышеуказанных нормативных актах указана норма предоставления площади жилого помещения, а не учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михайловой Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: