кассационное определение от 15.06.2011 года по делу № 33-3735/2011



судья Ленков Н.В. Дело № 33-3735/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 15 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Капустиной Н.И., судей Федотовой Л.Б., Солопьева В.И., с участием прокурора Филипповской О.Н., при секретаре Ерш Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 17 мая 2011 года по делу по заявлению администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ, связанных с реализацией права на обращение в органы местного самоуправления»,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Александровского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района в ходе проверки было установлено, что в администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет не создан сайт администрации, электронная почта не принимается, в связи с чем, граждане не могут обратиться в администрацию посредством электронного документа через сеть Интернет. По данному нарушению законодательства прокурором вносилось представление главе муниципального образования с требованием об их устранении, однако оно было отклонено, в связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», связанных с реализацией права на обращение в органы местного самоуправления, обязать администрацию сельсовета устранить указанные нарушения путем создания сайта администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет.

В судебном заседании заместитель прокурора Александровского района Дмитриев К.В. заявленные требования поддержал в полном объёме, а также просил суд обязать администрацию муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» создать сайт администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района в лице главы сельсовета Агрызков А.Н. заявленные требования прокурора Александровского района не признал в полном объёме.

Судом было вынесено решение, которым заявление прокурора Александровского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района Оренбургской области было удовлетворено. Суд решил признать незаконным бездействие администрации МО «Новомихайловский сельсовет» Александровского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», связанных с реализацией права на обращение в органы местного самоуправления. Обязать администрацию МО «Новомихайловский сельсовет» Александровского района устранить нарушения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», связанных с реализацией права на обращение в органы местного самоуправления, и создать сайт администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

С решением суда не согласна администрация муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района, в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., заключение прокурора Филипповской О.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив доводы кассационной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в п.13 постановления от 10.02.2009 года № 9 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Судом установлено, что 21 марта 2011 года прокурором Александровского района внесено представление главе МО «Новомихайловский сельсовет» Агрызков А.Н., по выявленным нарушениям федерального законодательства связанным с отсутствием сайта администрации сельсовета, с требованием о рассмотрении представления и устранении выявленных нарушений, а также привлечении должностного лица ответственного за данный участок работы к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В соответствии со ст.7 ч.3 вышеуказанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу, что требование прокурора об обязании администрации создать сайт подлежат удовлетворению, поскольку на территории Новомихайловского сельсовета сеть Интернет доступна и работает, а федеральные законы предоставляют гражданам право на обращение в орган местного самоуправления в форме электронного документа.

Судебная коллегия с данным выводом суда не соглашается, поскольку судом при вынесении решения не было учтено следующее.

Из материалов дела следует, что между администрацией муниципального образования Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области и администрацией Александровского района Оренбургской области было заключено соглашение №1 от 16 мая 2011 года, согласно которому администрация района предоставляет на официальном сайте администрации района техническую и организационную возможность размещения и функционирования официальной страницы администрации поселения, а администрация поселения обязуется предоставить всю необходимую информацию для функционирования официальной страницы. В соответствии с п.2.2 соглашения официальная страница администрации поселения представляет собой одну или несколько страниц в одном разделе официального сайта администрации района, на которой размещается официальная информация администрации поселения, в том числе адрес электронной почты.

С учетом изложенного, вывод суда о том, что граждане лишены возможности обращения в администрацию муниципального образования путем электронного обращения не подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые в ходе судебного заседания не опровергнуты не были.

Суд в решении не указал правовую норму, согласно которой на администрацию муниципального образования для реализации вышеуказанного права граждан возложена обязанность по созданию сайта администрации муниципального образования, от исполнения которой она уклоняется.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене на основании п.1 ч.2 ст.362 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Александровского районного суда Оренбургской области от 17 мая 2011 года отменить, в удовлетворении заявления прокурора Александровского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет Александровского района» отказать.

Председательствующий:

Судьи: