кассационное определение № 33-3392/2011 от 1 июня 2011 года



Судья Донцова Ю.И. Дело № 33-3392/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург «1» июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малкова А.И.,

судей областного суда Петерс И.А., Соловьевой Е.Ф.,

при секретаре Баловневой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушко Н.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А., объяснения представителя ответчика Нудельман М.М., поддержавшей кассационную жалобу, представителей истицы Мирошкину Ю.Ю. и Обухову Т.Н., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бушко Н.А. обратилась в суд с иском Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, указав, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и инвалидом первой группы по общему заболеванию. Не имея в собственности какого либо жилья, она вынуждена проживать в квартире дочери - Обуховой Т.Н., жилой площадью 18,5 кв.м, где помимо нее проживают еще 2 человека. На основании постановления главы г.Оренбурга от 28 декабря 2009 года № 1589-п и в соответствии с законом Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-ГУ-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» она была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области по категории «Инвалиды войны» с составом семьи 1 человек. Письмом администрации г. Оренбурга от 16 сентября 2010 года № 1-22-1382 и письмом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 27 января 2011 года № 06/08-46-120 ей отказано в обеспечении жильем, ввиду того, что она не приравнена к участникам Великой Отечественной Войны. Полагает, что непредставление ей, как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, приравненных к инвалидам ВОВ, социальной выплаты на улучшение жилищных условий, противоречит действующему законодательству, нарушает социальные права на достойные условия проживания.

Просила суд признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выдать ей свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2011 года исковые требования Бушко Н.А. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области просит отменить указанное решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что истец не доказала её право на обеспечение жильем как инвалида Великой Отечественной Войны.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Бушко Н.А., является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и инвалидом первой группы вследствие общего заболевании и с 28.11.2009 года состоит в Администрации г.Оренбурга на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды войны».

Указом Президента РФ от 15.10.1992 N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" было постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих (п.1 Указа N1235). Льготы, поименованные в п.1 Указа N1235, предоставляются из тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ (п.2 Указа N1235).

Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N20 "Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" было разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе N1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники ВОВ. Поскольку с выходом Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно ст.14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (п.5 Постановления N20).

Пунктом 8 ст.154 ФЗ N122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ приравняло по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывших несовершеннолетних узников фашизма, являющихся инвалидами вследствие общего заболевания к инвалидов Великой Отечественной войны.

Поскольку нормы права, регулирующие социальные гарантии, льготы и меры социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников фашизма, носят отсылочный характер, а меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ и участников ВОВ предусмотрены ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах", следовательно, при определении перечня мер социальной поддержки, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, суд обоснованно руководствовался названными статьями ФЗ "О ветеранах".

Право инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах".

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах", в том числе мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем, доводы кассационной жалобы о том, что истица не доказала свое право на обеспечением жильем как инвалида ВОВ, являются необоснованными.

Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: