33-4114-2011 Чикунов В.Ю. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Оренбург Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Долгополовой Н.Н. с участием прокурора Омельченко Л.В. при секретаре Наследовой А.В. 29 июня 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 апреля 2011 года по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах Биишева М.З. к Министерству финансов РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны РФ, Министерству строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, администрации Муниципального образования г.Гай Оренбургской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Заслушав доклад, объяснения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Нудельман М.М., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия установила: Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству финансов РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Оренбургской области, администрации МО г.Гай по тем основаниям, что семья Биишева М.З. на основании Постановления Главы МО г.Гай от 05.03.2010г. №183-п признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилья в порядке очередности. Биишев М.З. является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. По мнению прокурора Биишев М.З. имеет право на льготное обеспечение жильем путем получения социальной выплаты (жилищного сертификата) за счет средств федерального бюджета на основании п.2 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ для аналогичной категории лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. Просил суд признать за Биишевым М.З., 23.02.1950 г.р., признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, право получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Определением суда от 04.04.2011г. произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Оренбургской области надлежащим – Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц – члены семьи истца – Биишев А.М., Биишева Л.М. В судебное заседание Гайский межрайонный прокурор, Биишев М.З., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации г.Гая – Сомов П.Ю. в судебном заседании возражал против иска по тем основаниям, что отсутствует порядок предоставления и финансирование льгот предусмотренных п.2 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1, для граждан вставших на учет после 01.01.2005г. Представители ответчиков Министерства финансов РФ, МЧС России, Минобороны РФ, Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Решением суда исковые требования Гайского межрайонного прокурора были удовлетворены частично. Суд постановил: признать за Биишевым М.З. - инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающегося в улучшении жилищных условий, право на получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении иска к ответчикам Министерству финансов РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны РФ отказать. С указанным решением не согласно Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в кассационной жалобе она просит его отменить, ссылаясь на то, что до принятия законопроекта о внесении изменений в п.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 у Министерства нет правовых оснований для предоставления истцу субсидии для приобретения жилья из федерального бюджета. Судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Биишев М.З. <данные изъяты>, инвалидность ему установлена бессрочно по результатам освидетельствования от 01.08.2002г. Инвалидность Биишева М.З. связана с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.8). Биишев М.З. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.6). 16.02.2010г. истец обратился в администрацию МО г.Гай с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.39). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от 04.03.2010г. семья Биишева подлежит включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов. Постановлением главы г.Гая от 05.03.2010г. №183 Биишев М.З. составом семьи 4 человека приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «инвалиды». Уведомлением администрации г.Гая от 11.03.2010г. №02-110 Биишеву М.З. предложено обратиться в администрацию г.Гая с заявлением о постановке на учет с момента принятия нормативно-правового акта, определяющего порядок постановки на учет данной категории граждан (участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС) (л.д.7). В соответствии с п.2 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 24.07.2009г. с изменениями от 10.11.2009г., действующей на момент рассмотрения дела судом, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью, осуществляется в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2004г. №866 основной формой обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для указанной категории граждан являлось предоставление субсидий на приобретение жилья. После 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья. Для граждан, относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, перечисленные государственные гарантии, направленные на создание реальной возможности получения жилья, действующим законодательством не предусмотрены. Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. № 17-П признаны неконституционными п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005г., так и после этой даты. Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что Биишев, как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию щи вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.07.2009г.) имеет право на получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Доводы ответчика о том, что порядок предоставления льготы законодательством не определен, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку отсутствие механизма реализации льготы не может являться основанием для отказа в иске при наличии у гражданина, принятого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, права на обеспечение жилой площадью. Кроме того, Федеральным законом №130 –ФЗ от 04.06.2011г. в п.2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 внесены изменения, п.2 ст. 14 изложен в следующей редакции «обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз». Вместе с тем, на момент рассмотрения дела Правительством не принято постановление, предусматривающее порядок обеспечения жильем указанной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал за истцом право на получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 апреля 2011 года в пределах доводов жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: