Судья Янкевич Е.Н. Дело № 33-4033/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 июня 2011 года г.Оренбург Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей областного суда Кисловой Е.А., Солопьева В.И., при секретаре Гордеевой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования « Шарлыкский район» Оренбургской области на решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 23 мая 2011 года по делу по заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании частично несоответствующим законодательству постановления администрации муниципального образования «Шарлыкский район» от 08.02.2011г. №58-п, Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., объяснения представителя администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области Гавриловой С.В. ( доверенность от 09.11.2010 года № 50), поддержавшей кассационную жалобу, прокурора Омельченко Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ о признании несоответствующим законодательству постановления администрации муниципального образования «Шарлыкский район» ( далее МО « Шарлыкский район») Оренбургской области от 08.02.2011 № 58-п «О создании группы по контролю вопросов лишения ограничения, восстановления родительских прав» в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район». Прокурор указал, что постановлением администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» утвержден состав данной рабочей группы (приложение 2). Приложением 2 к Постановлению установлено, что в состав рабочей группы включены старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А., заместитель прокурора Шарлыкского района С.Е. Данное постановление в части включения в состав рабочей группы указанных лиц противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем 21.04.2011 прокуратурой района на постановление от 02.02.2011 № 58-п администрации МО «Шарлыкский район» принесен протест. Решением администрации МО «Шарлыкский район» от 06.05.2011 г. из состава рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав выведен заместитель прокурора района Самарцев Е.А.. Вопрос о выведении из состава данной рабочей группы старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А. остался не решенным. Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области считает, что включение в состав рабочей группы указанного лица противоречит требованиям ст.12, ч.2.ст.15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А. не является работником органов местного самоуправления и не входит в структуру органов местного самоуправления. Совместного межведомственного нормативного правового акта (приказа, распоряжения и т.д.) о создании рабочей группы по данному вопросу, утвержденного руководителем органа местного самоуправления и руководством ОВД, не издавалось, включение старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А. в состав упомянутой рабочей группы и возложение на сотрудника ОВД каких-либо дополнительных обязанностей единоличным решением главы органа местного самоуправления выходит за пределы полномочий главы МО «Шарлыкский район» и противоречит требованиям федерального законодательства. Прокурор просил признать несоответствующим закону постановление администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» единоличным решением (постановлением) главы органа местного самоуправления; обязать администрацию МО «Шарлыкский район» привести постановление от 02.02.2011 № 58-п в соответствие с нормами действующего законодательства. Участвующий в деле помощник прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Попова Е.А. поддержала заявление прокурора. Представитель администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области Гаврилова С.В. возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что в обязанности старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А. входит работа с несовершеннолетними и их родителями из неблагополучных семей. С.А. включен в состав рабочей группы по согласованию с заместителем начальника ОВД Шарлыкского района Оренбургской области Дегтяревым В.А., что подразумевает согласование с руководителем ОВД по МО «Шарлыкский район всех его действий в рамках рабочей группы. Суд постановил решение, которым заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области удовлетворил: признал незаконным постановление администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области №58-п от 08.02.2011г, « О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления, родительских прав» в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район»; обязал администрацию МО «Шарлыкский район» в месячный срок устранить указанное нарушение. С решением суд не согласна администрация Шарлыкского района Оренбургской области и в кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области от 08.02.2011г. № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» создана межведомственная рабочая группа по контролю вопросов лишения, ограничения родительских прав, а также организации межведомственной профилактической работы с родителями по возможности восстановления их в родительских правах. Данным постановлением утверждено Положение о межведомственной рабочей группе и утвержден состав рабочей группы. Согласно п. 1.2. Положения в состав рабочей группы входят представители администрации района, учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, органов внутренних дел по муниципальному образованию «Шарлыкский район» Оренбургской области. Из приложения № 2 к постановлению № 58-п от 08.02.2011 года следует, что в состав межведомственной рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав входит также старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» Оренбургской области - С.А. (л.д. 8). Согласно ст. 7 Закона «О милиции», действующего на момент издания спорного постановления, в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. Аналогичные положения закреплены в п.1 ст.3, п.3 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», действующего с 01.03.2011 г. Из Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Статьей 21 указанного закона определен круг полномочий Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей. Удовлетворяя требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, суд пришел к выводу, что администрация МО «Шарлыкский район» включила в межведомственную комиссию должностное лицо - старшего инспектора ППДН ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А., не являющегося работником органа местного самоуправления, чем превысила свои полномочия. Участие работника подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в межведомственной рабочей группе по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав, созданной органом местного самоуправления, действующим Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 года « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусмотрено. В связи с этим не имеют юридической значимости доводы кассационной жалобы об отсутствии в законе механизма согласования участия такого работника в созданной органом местного самоуправления группе. В связи с этим постановление администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области № 58-п от 08.02.2011 года «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления, родительских прав» в части включения в состав комиссии С.А. не может быть признано соответствующим закону. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах дела и положениях закона. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. По смыслу закона по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе и органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Учитывая, что прокурор района, осуществляющий в силу закона функции по надзору за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства, вправе в порядке ст.ст. 45, 245 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с заявлением об оспаривании незаконного решения органа местного самоуправления, доводы кассационной жалобы в части отсутствия у прокурора такого права не являются состоятельными, не могут повлечь отмену решения суда. Иные доводы кассационной жалобы по существу требований были предметом исследования суда первой инстанции, они обоснованно опровергнуты в решении суда первой инстанции и сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно, и в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ поводом для отмены решения суда в кассационном порядке не являются. Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 23 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования « Шарлыкский район» Оренбургской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: