33-4058-2011 Прокаева Е.Д. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Оренбург Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Долгополовой Н.Н. при секретаре Наследовой А.В. 29 июня 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области на решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 03 мая 2011 года по иску Третьякова Н.А., Третьяковой О.М., действующих также в интересах несовершеннолетних детей Третьякова В.Н. и Третьяковой К.Н. к Министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, администрации Саракташского района Оренбургской области о признании незаконными действий по исключению молодой семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту и обязании предоставить такую выплату. Заслушав доклад, объяснения представителя ответчика – Шумакова А.А., поддержавшего доводы жалобы, Третьякова Н.А., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия установила: Третьяков Н.А., Третьякова О.М., действующие также в интересах несовершеннолетних детей Третьякова В.Н. и Третьяковой К.Н., обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что как молодая семья в целях принятия участия в Областной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы», осенью 2007 года предоставили в комитет по делам молодежи Саракташского района документы, необходимые для постановки на учет молодой семьи, желающей стать участником программы. На период представления документов семья состояла из трех человек: Третьякова Н.А., Третьяковой О.М., Третьякова В.Н. После рождения второго ребенка Третьяковой К.Н. представили справку, что за ней не числится жилое помещение, и написали заявление о внесении изменений в личное дело. Начиная с первоначального представления документов в комитет и до сентября 2009 года их семья не имела сведений о включении ее в список участников Программы. При посещении в августе 2009 года областного комитета по делам молодежи они узнали, что их семья не включена в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году и не включалась ранее. Они письменно обратились к ответчикам для дачи разъяснений, после чего 18.09.2009г. администрация Саракташского района сообщила, что их семья поставлена на учет по программе 10.09.2007г. и проинформировала о том, что не включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году по причине, что в Программе участвуют многодетные молодые семьи, воспитывающие троих и четверых детей. Письмом от 09.10.2009г. Министерство сообщило, что после вмешательства последнего молодая семья включена администрацией Саракташского района в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. Аналогичное письмо 14.10.2009г. направила им и сама администрация. Они также обращались в прокуратуру, которая письмом от 12.02.2010г. уведомила их, что в ходе проверки установили нарушения со стороны администрации Саракташского района, после чего администрация 17.03.2010г. сообщила о включении семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. Впоследствии 10.11.2010г. ими было получено письмо Министерства молодежной политики Оренбургской области о том, что по результатам проверки ведения учетных дел молодых семей, поставленных на учет в администрации Саракташского района, было выявлено по многим делам отсутствие необходимых документов, что влекло к незаконности включения молодых семей в списки, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, в связи с чем приказом от 21.04.2010г. часть молодых семей была исключена из такого списка, в том числе и их семья. Из данного приказа не видно по какой причине их семья исключена из списка. Впоследствии им был представлен акт проверки, из которого следует, что в их учетном деле отсутствовало решение о включении молодой семьи в число участников Программы. Принятие такого решения входит в компетенцию органов местного самоуправления. Основания, предусмотренные законодательством для исключения их из списка, отсутствуют. Просили суд признать незаконными действия Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, выразившиеся в исключении их семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году и непредставлении молодой семье социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту. Обязать ответчика восстановить их семью в списках молодых семей, изъявивших желание получить такую выплату в 2010 году и предоставить ее в размере, равном сумме социальной выплаты на момент исключения семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, т.е. по состоянию на 21.04.2010г. В дальнейшем истцы предъявили исковые требования, в которых в качестве соответчика привлекли администрацию Саракташского района г.Оренбурга (л.д.102, 105-106). Представитель Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области – Шумаков А.А. с иском не согласился и пояснил, что 03.09.2009г. от администрации Саракташского района в Министерство поступил список молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010г.», изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. В этот список были включены 46 молодых семей, среди которых семья Третьяковых отсутствовала. Впоследствии поступили еще два списка, в количестве 28 и 84 молодых семей, включающий эту семью. Все 158 молодых семей были включены в областной список молодых семей-участников Программы. При проверке учетных дел молодых семей было установлено, что в отношении молодой семьи Третьяковых отсутствовало решение о постановке ее на учет, что свидетельствует о незаконности включения семьи в названный список. На повторную проверку 15.03.2010г. учетное дело семьи Третьяковых не было представлено, поэтому в акт проверки включено не было. До 20.04.2010г. администрацией Саракташского района не были представлены для проверки остальные учетные дела. В связи с этим Министерство издало приказ от 21.04.2010г. №568 об исключении из единого областного списка молодых семей-участников областной Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году в Саракташском районе, в том числе семьи Третьяковых. Считал, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку нарушения допущены администрацией Саракташского района. Представитель ответчика администрация Саракташского района Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Решением суда исковые требования Третьякова Н.А., Третьяковой О.М., действующих также в интересах несовершеннолетних детей Третьякова В.Н. и Третьяковой К.Н., были удовлетворены. Суд постановил: признать незаконными действия Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области и администрации Саракташского района Оренбургской области, выразившиеся в исключении их семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году и непредставлении молодой семье социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту. Восстановить молодую семью Третьяковых в списках молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. Обязать Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области предоставить семье Третьяковых социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере, равном социальной выплате по состоянию на 26.08.2010г. С вышеуказанным решением суда не согласно Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области в части признания его действий незаконными. Ответчик просил суд отменить решение суда в указанной части и обязать администрацию Саракташского района Оренбургской области перечислить молодой семье Третьякова Н.А. социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту. Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда. Законом Оренбургской области от 28.02.2003г. №63\3-111-ОЗ, от 11.05.2006г. №146\36-1V-ОЗ была утверждена областная Программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010годы», которой предусмотрено предоставление молодой семье-участнику Программы социальной выплаты за счет средств областного бюджета для погашения части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительства) жилья. Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 28.08.2006г. №286-п «Об утверждении размера социальных выплат и формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010годы» учет молодых семей, желающих стать участниками программы, осуществляют органы местного самоуправления. После представления молодой семьей необходимых для участия в Программе документов, их проверки органами местного самоуправления, последний в установленном муниципальным образованием порядке принимает решение, подтверждающее нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий и решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в число участников Программы, о чем молодая семья уведомляется с указанием даты постановки на учет. Датой постановки на учет является дата предоставления молодой семьей заявления и документов. Муниципальным образованием формируется список участников Программы. Список представляется исполнителю Программы – Министерству молодежной политики, спорта и туризма в период с 1 мая по 1 июня текущего года в электронном виде. Министерство на основании полученных от муниципальных образований формирует и утверждает единый областной список участников Программы. Из числа участников Программы в соответствии с очередностью их расположения в едином списке исполнитель Программы формирует единый список участников Программы, имеющих возможность получить социальную выплату в планируемом году в областном и местном (по согласованию) бюджетах. Участники Программы, имеющие возможность получить социальную выплату в планируемом году в период с 25 августа года, предшествующего планируемому году представляют в орган местного самоуправления заявление на получение социальных выплат в планируемом году с обязательным указанием одной из форм приобретения жилья. Орган местного самоуправления формирует учетные дела участников Программы, изъявивших желание получит социальную выплату в планируемом году. До 01 сентября орган местного самоуправления формирует списки участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждает их и представляет исполнителю Программы. Непредставление исполнителю Программы органом местного самоуправления списков до 1 сентября исключает в планируемом году участие в Программе молодых семей, вставших на учет в данном органе местного самоуправления. Судом на основании материалов учетного дела семьи Третьякова Н.А. установлено, что в 2007 году он обратился в администрацию Саракташского района с письменным заявлением о включении его в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы», указав состав семьи в количестве 3-х человек: он, супруга Третьякова О.М. и сын Третьяков В.Н., проживающие в <адрес>, а также с заявлением о выдаче ему субсидии на покупку жилья на вторичном рынке на территории Оренбургской области. Впоследствии им были представлены сведения о рождении второго ребенка Третьяковой К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.50). Из распоряжения главы администрации МО Надеждинского сельсовета Саракташского района от 23.08.2007г. №59-р следует, что семья Третьяковых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как участник Программы с 23.08.2007г. По решению комиссии по рассмотрению заявлений на участие в областной Программе администрации Саракташского района от 30.08.2007г. №8 молодая семья Третьякова Н.А. включена в состав участников Программы с 23.08.2007г. Приказом Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области от 29.12.2009г. №741 был утвержден единый областной список молодых семей-участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году согласно приложению. В данном списке семья Третьяковых значилась под №700 (л.д.66-67). По результатам проверки учетных дел молодых семей-участниц Программы, изъявивших желание получить субсидию в 2010 году, проведенной в феврале 2010 года Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области в администрации Саракташского района было установлено, что в учетном деле семьи истцов отсутствовало решение администрации о постановке на учет в качестве участника Программы. На повторную проверку 15.03.2010г. администрация района учетное дело семьи Третьяковых не представила. В установленный Министерством срок и до 20.04.2010г. учетное дело данной семьи представлено также не было. Министерство молодежной политики, спорта и туризма издало приказ 21.04.2010г. №568 о внесении изменений в приказ №741 от 29.12.2009г., которым исключило семью Третьякова Н.А. из единого списка молодых семей-участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. Удовлетворяя исковые требования Третьякова Н.А. и Третьяковой О.М., о признании незаконными действий Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, выразившихся в исключении их семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году и непредставлении молодой семье социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие на момент проверки в учетном деле семьи Третьяковых решения администрации о постановке данной семьи на учет в качестве участника Программы само по себе не может свидетельствовать об отсутствии права истцов на получение социальной выплаты и не предусмотрено в качестве основания для исключения семьи из списка молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. Более того, как видно из учетного дела семьи Третьяковых все необходимые документы для участия в Программе, в том числе заявление о желании получить выплату в 2010 году, они представили. В указанном учетном деле имеется распоряжение главы администрации МО Надеждинского сельсовета Саракташского района от 23.08.2007г. №59-р о том, что семья Третьяковых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как участник Программы с 23.08.2007г., а также решение комиссии по рассмотрению заявлений на участие в областной Программе администрации Саракташского района от 30.08.2007г. №8, согласно которому молодая семья Третьякова Н.А. включена в состав участников Программы с 23.08.2007г. Кроме того, материалами дела, а именно письмом №01\9-1518 от 18.09.2009г. администрации Саракташского района (л.д.18), письмом от 09.10.2009г. №447 Управления молодежной политики Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (л.д.24), письмом №т-134 от 14.10.2009г. администрации Саракташского района (л.д.25), письмом №01\9-423 от 17.03.2010г. администрации Саракташского района (л.д.37), уведомлением администрации Саракташского района (л.д.65), письмом администрации Саракташского района от 06.04.2011г. №01\9-618 (л.д.124) подтверждается, что молодая семья Третьяковых поставлена на учет в качестве участника Программы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г. Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о незаконности действий Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области по исключению семьи из единого областного списка молодых семей- участников областной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г., и соответственно, по не представлению истцам социальной выплаты, в связи с чем, обоснованно удовлетворил исковые требования. Доводы кассационной жалобы Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области сводятся к тому, что нарушение прав истцов произошло по вине администрации Саракташского района и что обязанность по предоставлению социальной выплаты должна быть возложена на администрацию Саракташского района. Данные доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку Исполнителем Областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010г.» является Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, которое распределяет средства областного бюджета между муниципальными образованиями на основании сводного областного списка участников Программы - претендентов, а также перечисляет средства социальной выплаты. Довод жалобы о том, что администрацией Саракташского района принято постановление от 10.06.2011г., согласно которому молодая семья Третьякова включена в участники Программы, что, по мнению, Министерства подтверждает их доводы о том, что ранее не принималось решение администрацией Саракташского района о ее постановке на учет в качестве участника Программы, также не является основанием для отмены решения суда, поскольку в Списке участников программы, которое является приложением в указанному постановлению дата включения в Список данной семьи указана - 23.08.2007г. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия определила: решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 03 мая 2011 года в пределах доводов жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: