кассационное определение от 20.07.2011 года № 33-4484/2011



Судья: Салауров В.В. Дело № 33-4484/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕЖЕДЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г.,

при секретаре Воронковой О.В.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 20 июля 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета Депутатов муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области на решение Домбароского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области о признании недействующей и неподлежащей применению части 2 статьи 27 Устава муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области, утвержденной решением Совета Депутатов муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области № 6-4 от 30 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области»,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда отменить, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

установила:

Прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей и неподлежащей применению части 2 статьи 27 Устава МО Домбаровский район Оренбургской области, утверждённую решениям Совета депутатов МО Домбаровский район Оренбургской области № 6-4 от 30 июня 2006 года.

В обоснование своих требований прокурор указал, что частью 2 статьи 27 Устава МО Домбаровский район Оренбургской области установлено, что избирательная комиссия Домбаровского района формируется Советом депутатов Домбаровского района в количестве 9 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 года.

Указанное положение противоречит пункту 6 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Кроме того, оспариваемая норма также противоречит пункту 5 ст.24 указанного Федерального закона, согласно которой срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

На имеющиеся противоречия прокурором было указано в направленном протесте. Однако, решением Совета депутатов МО Домбаровский район Оренбургской области № 4-6 от 23 марта 2011 года протест был отклонён по основанию передачи полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной избирательной комиссии.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал и просил его удовлетворить.

Решением Домбаровского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2011 года заявление прокурора удовлетворено. Признана недействующей и неподлежащей применению часть 2 ст. 27 Устава МО Домбаросвкий район Оренбургской области, утверждённая решением Совета Депутатов МО Домбаросвкий район Оренбургской области от 30 июня 2006 года № 6-4, как противоречащая нормам федерального законодательства.

С таким решением суда не согласен Совет депутатов МО Домбаросвкий район Оренбургской области, который в своей кассационной жалобе просит его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу на основании следующего.

Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

По смыслу указанной нормы недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), не подлежит оспариванию в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

Такое же разъяснение содержится и в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Из материалов дела следует, что прокурором были заявлены требования о признании недействующей и неподлежащей применению части 2 ст. 27 Устава МО Домбаросвкий район Оренбургской области, которая была утверждена решением Совета депутатов МО Домбаросвкий район Оренбургской области 30 июня 2006 года № 6-4.

Согласно данной норме избирательная комиссия Домбаровского района действительно формируется Советом депутатов Домбаровского района в количестве 9 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 года.

Однако, из материалов дела видно, что решением Совета депутатов МО Домбаровский район Оренбургской области № 22-11 от 23 июня 2010 года часть 2 статьи 27 Устава МО Домбаросвкий район Оренбургской области изложена в новой редакции, согласно которой полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию (л.д. 13, 14).

Из этого следует, что на момент рассмотрения дела оспариваемая прокурором норма (часть 2 статьи 27 Устава муниципального образования, в редакции решения № 6-4 от 30 июня 2006 года) являлась недействующей, поскольку утратила силу в связи с принятием решения № 22-11 от 23 июня 2010 года. Вследствие этого она не могла быть предметом судебного рассмотрения и суду следовало отказать прокурору в принятии его заявления либо прекратить производство по делу.

Согласно абзацу 2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом1 части1 ст.134 указанного Кодекса.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2011 года отменить, производство по делу – прекратить.

Председательствующий:

Судьи: