Судья Витюкова Л.А. дело № 33-4652/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 июля 2011 года г. Оренбург Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Кисловой Е.А., Сорокина В.И., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Вешкину А.И. о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования Пречистинский сельский Оренбургского района Оренбургской области по кассационной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 июня 2011 года, которым в иске Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказано. Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя истца Нудельман М.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, ответчика Вешкина А.И., его представителей Вешкина В.А., Долубаева Н.А., главы муниципального образования Алексеева В.Г., согласившихся с решением суда, судебная коллегия установила: Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Вешкину А.И. о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Перечистинский сельсовет. В обоснование иска указали, что постановлением администрации МО Пречистинский сельсовет от 10.02.2011 года № 07-П Вешкин А.И. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий, как приравненный к инвалидам ВОВ бывший несовершеннолетний узник концлагеря, созданного фашистами и их союзниками в период мировой войны, приравненный инвалидом вследствие общего заболевания. Данное постановление является незаконным. Вешкин А.И., как бывший узник концлагеря, признанный инвалидом вследствие общего заболевания, имеет право на ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Таким образом, указания на право быть обеспеченным жильем как инвалид ВОВ нет. В письме Министерства регионального развития Российской федерации от 19.03.2010 года № 10496-СК07 устанавлено, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицируются с участниками ВОВ, т.е. не приравниваются к ним в полном объеме и обеспечении жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» не подлежат. В Постановлении Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-П «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма Ветеранам Великой Отечественной Войны» также не установлена категория бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания по обеспечению жильем. Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, просили суд: 1) признать Вешкина А.И. не приобретшим права быть обеспеченным жильем как инвалид ВОВ, 2) постановление администрации МО Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 10.02.2011 года № 07-п в части признания Вешкина А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий как инвалида ВОВ признать недействительным, 3) обязать администрацию МО Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области снять Вешкина А.И. с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида ВОВ. Судом 17 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УСЗН администрация МО Оренбургский район (л.д.154). Представитель истца Нудельман Н.Н., в судебном заседании исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, поддержала полностью. Вешкин А.И. и его представители Вешкин В.А. и Долубаев Н.А. в судебном заседании с исковым заявлением не согласились. Представитель администрации МО Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области Алексеев В.Г. исковые требования не признал. Представитель администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Каширский А.Г., в судебном заседании с иском не согласился. Представитель УСЗН администрации МО Оренбургский район, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 июня 2011 г. В кассационной жалобе министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Изучив материалы дела, проверив решение суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» установлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, созданных фашистами в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (п. 1). Согласно разъяснению от 7 июля 1999 г. N 4 (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20) п. 5 «При решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы». Согласно п. 8 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, созданных фашистами в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Право инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст.14 и 15 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Судом первой инстанции установлено, что Вешкин А.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, удостоверение выдано 14.05.2001 г., инвалидом 2 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Вешкин А.И. имеет в собственности одноэтажный жилой дом литер А площадью 59,6 кв. метров и земельный участок кадастровый номер 56:21:2502001:196, расположенные по адресу: ***. Как следует из материалов дела, в августе 2002 года Вешкин А.И. включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по первоочередному списку по категории инвалид 2 группы по общему заболеванию, с составом семьи 2 человека. 07.02.2011 г. Вешкиным А.И. было подано заявление на имя главы администрации МО Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о включении в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в п/п 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» (как инвалид ВОВ). 10.02.2011 года решением жилищной комиссии (выписка из протокола №1) при администрации МО «Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской Области» Вешкин А.И. причислен к категории инвалида ВОВ, с составом семьи 2 человека – он и его супруга Вешкина Елена Матвеевна. Постановлением главы муниципального образования Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области № 07-п от 10.02.2011 года «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Вешкин А.И., поставлен на учет для улучшения жилищных условий как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, созданного фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, проживающий на территории РФ, признанный инвалидом вследствие общего заболевания, имеющему льготу по материально-бытовому обеспечению, установленную как инвалиду ВОВ. Решением жилищной комиссии при главе администрации МО «Оренбургский район» от 16.03.2011 года Вешкин А.И. включен в списки Ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 года на получение мер социальной поддержки путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как инвалид ВОВ. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Вешкин А.И., являясь несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, созданных фашистами в период второй мировой войны, приравнен по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам ВОВ, и в силу п.п. 3 п. 1 ст. 15, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовал. Судебная коллегия, соглашается с указанными выводом суда и не находит оснований к отмене постановленного по делу решения. Поскольку действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах", в том числе мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем, доводы кассационной жалобы о том, что истец не доказал свое право на обеспечением жильем как инвалида ВОВ, являются необоснованными. Остальные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 июня 2011 годаоставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Вешкину ФИО18 о признании недействительным распоряжения администрации МО Пречистинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области оставлены без удовлетворения.