Судья Сальникова М.Х. Дело № 33-4664/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 июля 2011 года г.Оренбург Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей областного суда Кисловой Е.А., Сорокина В.И., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 27 апреля 2011 года по делу по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации Северного района Оренбургской области, Новикову В.В. о признании недействительным постановления администрации МО «Северный район» Оренбургской области от 07.04.2010 года № 139-п в части признания Новикову В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., представителя истца Нудельман М.М., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Северного района Оренбургской области о признании недействительным постановления администрации МО «Северный район» Оренбургской области от 07.04.2010 года № 139-п в части признания Новикова В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец указал, что Постановлением администрации МО «Северный район» от 07.04.2010 № 139-п Новиков В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в связи с тем, что не является собственником жилого помещения. Администрация Северного района обратилась в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с ходатайством о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья. Истец считает данное постановление администрации МО «Северный район» необоснованным, незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства правовые последствия в случае выдачи социальной выплаты в виде ответственности за не целевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ). Полагает действия администрации МО «Северный район» по постановке Новикова В.В. на учет нуждающимся в жилье незаконными и необоснованными по тем основаниям, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <...> доме общей площадью 26,4 кв.м, принадлежащем ему на праве собственности. В доме зарегистрировано 5 человек. Новиков В.В. проживает в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, признанию нуждающимся в жилых помещениях по категории участника ВОВ по ст. 17 ФЗ « О ветеранах» и постановке на учет органом местного самоуправления не подлежит. В судебное заседание представитель истца, ответчик Новиков В.В. не явились. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Северный район» Безбородов Ю.В. исковые требования не признал. Представитель ответчика Новикова В.В. – Новиков Ю.В. исковые требования не признал. Решением суда исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что Новиков В.В. не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку в силу ст.ст. 17, 19 ФЗ РФ « О ветеранах» такая категория ветеранов – участников ВОВ обеспечивается за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. В соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ). Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области № 151-РС от 15 апреля 2008 года «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13,0 кв. м общей площади на 1 человека. Постановлением администрации Северного района Оренбургской области от 07.04.2010г. № 139-п Новиков В.В. поставлен на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 4). Отказывая в удовлетворении требований Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд пришел к правильному выводу о правомерности постановки на учет Новикова В.В. Согласно материалам дела Новиков В.В. проживает в <...> общей площадью 26,4 кв.м, жилой площадью 12,7 кв.м, принадлежащем ему на праве собственности. Вместе с ним в данном доме зарегистрированы его жена – Н.З. и три сына: Новикову В.В., Н.А., Н.Ю. Таким образом, на одного проживающего в данном доме приходится менее 13 кв.м. общей площади жилого помещения. Учитывая изложенное, суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании недействительным постановления администрации МО «Северный район» Оренбургской области от 07.04.2010 года № 139-п в части признания Новикова В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Доводы кассационной жалобы о том, что Новиков В.В. не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и пользоваться мерами социальной поддержки в рамках Указа Президента РФ от 08 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», поскольку проживает в доме, принадлежащем ему на праве собственности, не выселялся из занимаемого им служебного жилого помещения, основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся… военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п. «з» ч.1 ст. 2 Федерального закона « О ветеранах»). Ответчик Новиков В.В. является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 17 ( п. « з» ст. 2) Федерального закона « О ветеранах» ( л.д. 5). В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем подлежат… военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, и лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Согласно ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 года № 72-п « О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов» утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья лицам, перечень которых в нем указан. Согласно п.п. «б, в» п. 4.1 ч. 4 указанного Порядка, меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляются гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям (далее - ветераны Великой Отечественной войны): участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; Таким образом, законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает меры социальной поддержки в обеспечении жильем указанных категорий ветеранов Великой Отечественной войны без такого условия, как выселение из занимаемого служебного жилого помещения, в связи с чем доводы кассатора в указанной части необоснованны, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: