судья Месяц О.К. Дело № 33-5280/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Коваленко А.И., судей Жуковой Н.В. и Чингири Т.П., с участием прокурора Устабаева Е.Т., при секретаре Ефимовой Ю.Г., рассмотрев 24 августа 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу Управления образования администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июня 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации г. Оренбурга о понуждении к проведению аттестации рабочих мест, заслушав судью-докладчика, прокурора, считавшего решение суда обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Прокурор г. Оренбурга действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования администрации г. Оренбурга о понуждении к проведению аттестации рабочих мест указав, что прокуратурой города Оренбурга согласно п.5 плана работы прокуратуры города на 1 полугодие 2011 года проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в части проведения аттестации рабочих мест в Управлении образования администрации города Оренбурга. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменений условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Согласно информации начальника Управления образования администрации города Оренбурга направленной в адрес прокуратуры от 29.04.2011 года, в план работы Управления образования внесены мероприятия по оформлению документов по аттестации рабочих мест, оформлению бланочной документации, присвоению кодов и номеров рабочих мест, составлению перечня рабочих мест и оборудования, выявлению опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, выполнению замеров производственных факторов силами специализированных организаций. Процесс аттестации рабочих мест осуществляется не в полном объеме по причинам недостаточности финансирования указанных мероприятий. Таким образом, Управлением образования администрации города Оренбурга в связи с проведением аттестации рабочих мест не в полном объеме, остальным работникам, чьи рабочие места не аттестованы, создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны и гигиены. Просил признать незаконными действия Управления образования администрации города Оренбурга в части проведения аттестации рабочих мест не в полном объеме. Обязать Управление образования администрации города Оренбурга в течение двух месяцев провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569, с результатами аттестации ознакомить работников. При рассмотрении дела в судебном заседании представитель истца Слободяник Т.В., поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Представитель Управления образования администрации г. Оренбурга Карандакова Л.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявления. Решением суда от 20 июня 2011 года исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации г.Оренбурга о понуждении к проведению аттестации рабочих мест удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления образования администрации города Оренбурга выразившееся в не проведении в полном объеме аттестации рабочих мест. Суд обязал Управление образования администрации г.Оренбурга в течение двух месяцев провести аттестацию рабочих мест в соответствии с утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», с результатами которой ознакомить работников. В кассационной жалобе Управление образования администрации г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего. Согласно ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменений условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Судом первой инстанции установлено, что при проведении прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране труда в части проведения аттестации рабочих мест, были выявлены указанные в иске нарушения. Доказательств устранения ответчиком названных нарушений суду не представлено. Из сообщения представленного начальником управления образования от 29.04.2011 года следует, что в план работы Управления образования внесены мероприятия по оформлению документов по аттестации рабочих мест, оформлению бланочной документации, присвоению кодов и номеров рабочих мест, составлению перечня рабочих мест и оборудования, выявлению опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, выполнению замеров производственных факторов силами специализированных организаций. Процесс аттестации рабочих мест осуществляется не в полном объеме по причинам недостаточности финансирования указанных мероприятий. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 22, 212,219 ТК РФ, на основании анализа представленных документов, обоснованно признал, что на момент рассмотрения дела ответчик не произвел полную аттестацию рабочих мест, несоблюдением требований трудового законодательства создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны и гигиены. С выводами суда в данной части судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела. Доводы кассатора о нарушении судом при принятии решения норм процессуального права судебная коллегия находит несостоятельными. Как следует из материалов дела, определением суда от 03 июня 2011 года подготовка по делу была назначена на 20 июня 2011 года на 10.00 час. о чем стороны были извещены. После проведения подготовки, в соответствии со ст. 153 ГПК РФ суд, признав дело подготовленным, назначил его к рассмотрению на 20 июня 2011 года в 10.10 час. В судебном заседании стороны участвовали, как следует из протокола судебного заседания, представитель ответчика никаких ходатайств об отложении дела не заявлял. Кроме того, проведение предварительного судебного заседания является правом суда, а не обязанностью. Вместе с тем в решении, суд указывает на странице №3 в последнем абзаце о том, что администрация города Оренбурга является собственником и органом, ответственным в соответствии с Уставом г.Оренбурга за санитарно-эпидемиологическое состояние, за закрепленным на праве оперативного управления состоянием вышеуказанных объектов. При этом суд не указывает, о каких объектах идет речь, администрация города Оренбурга в деле участия не принимала, в связи с чем данный вывод нельзя признать обоснованным. Судебная коллегия полагает необходимым данный вывод исключить, вместе с тем, указанный вывод не повлиял на правильность принятого судом решения, а потому вышеприведенный довод не может служить основанием для отмены оспариваемого решения. Изложенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, а потому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. При рассмотрении дела нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления образования администрации г. Оренбурга - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: судья Месяц О.К. дело № 33-5280/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Коваленко А.И., судей Жуковой Н.В. и Чингири Т.П., с участием прокурора Устабаева Е.Т. при секретаре Ефимовой Ю.Г., рассмотрев 24 августа 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. частную жалобу Управления образования администрации г.Оренбурга на определение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 15 июля 2011 года об оставлении без движения кассационной жалобы Управления образования администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июня 2011 года по делу по иску прокурора города Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации города Оренбурга о понуждении к проведению аттестации рабочих мест, заслушав судью-докладчика, прокурора, оставившего решение вопроса по частной жалобе на усмотрение коллегии, судебная коллегия установила: 20 июня 2011 года Ленинским районным судом г. Оренбурга принято решение, по которому исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации г.Оренбурга о понуждении к проведению аттестации рабочих мест удовлетворены. Признаны незаконными бездействия Управления образования администрации города Оренбурга выразившееся в не проведении в полном объеме аттестации рабочих мест. Суд обязал Управление образования администрации г.Оренбурга в течение двух месяцев провести аттестацию рабочих мест в соответствии с утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», с результатами которой ознакомить работников. С решением суда не согласился ответчик Управление образования администрации г. Оренбурга и обратился с кассационной жалобой, в которой просил решение суда отменить, как незаконное. Определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июля 2011 года кассационная жалоба подателя оставлена без движения по мотиву отсутствия оплаты государственной пошлины. Судом предложено заявителю оплатить государственную пошлину в срок до 23 июля 2011 года. С определением от 15 июля 2011 года не согласно Управление образования администрации г. Оренбурга, в своей частной жалобе просят определение отменить, как незаконное. Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит частную жалобу подлежащей удовлетворению, при этом исходит из следующего. Оставляя кассационную жалобу Управления образования администрации г.Оренбурга без движения, судья указал, что подателю жалобы необходимо оплатить государственную пошлину. С таким выводом судьи судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям. В силу ч. 4 ст. 340 Гражданского процессуального кодекса РФ к кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. Статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены льготы при обращении в суды общей юрисдикции и мировым судьям. Так, согласно пп.19 п. 1 указанной нормы, льготу имеют государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Из материалов дела усматривается, что Управление образования администрации г. Оренбурга является отраслевым органом администрации г. Оренбурга, а администрация города Оренбурга входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» и соответственно Управление образования администрации г. Оренбурга подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, оставление кассационной жалобы без движения по указанному основанию не может быть признано законным. Учитывая изложенное, определение судьи об оставлении кассационной жалобы без движения не основано на законе и подлежит отмене, а данное гражданское дело направлению в суд для назначения в кассационную инстанцию. Руководствуясь статьей 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: определение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 15 июля 2011 года об оставлении кассационной жалобы без движения отменить. Председательствующий: Судьи: