кассационное определение № 33-5167 от 17 августа 2011 года



Судья Чадов А.А. Дело № 33-5167/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург «17» августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Петерс И.А., Кужабаева М.Д.,

при секретаре Тоняевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Оренбурга к Земцову В.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка и по встречному исковому заявлению Земцова В.А. к администрации г.Оренбурга о признании действий органа местного самоуправления недействительными и установлении границ земельного участка, по кассационной жалобе представителя Земцова В.А. – Карабановой Г.Н. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2011 года.

Заслушав доклад судьи Петерс И.А., объяснения представителя Земцова В.А. – Кушнарева О.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Оренбурга – Чукариной Ю.В., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия,

установила:

администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском к Земцову В.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка, указав что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: ..., который используется под размещение 2-х этажного жилого дома общей площадью ... кв.м.

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной специалистами Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга в порядке ст. 72 Земельного кодекса РФ, установлен факт самовольного занятия Земцовым В.А. земельного участка площадью 528 кв.м, который используется им под размещение хозяйственных построек и частично огорожен забором. Согласно генеральному плану г. Оренбурга, утвержденному решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674, в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ самовольно занятая ответчиком территория предназначена под размещение индивидуальной жилой застройки, однако, в установленном законом порядке спорный земельный участок ответчику предоставлен не был, договорные отношения с ним отсутствуют, следовательно, ответчик занимает спорный земельный участок без законных оснований.

Просили суд обязать Земцова В.А. освободить земельный участок, расположенный по адресу: ..., занимаемый хозяйственными постройками, путем их сноса и приведения земельного участка в пригодное для использования состояние.

Земцов В.А. с заявленными исковыми требованиями не согласился, обратился в суд со встречным исковым заявлением о признании действий органа местного самоуправления недействительными и установлении границ земельного участка, указав, что он на основании договора купли-продажи от 30 октября 1995 года, удостоверенного нотариусом г. Оренбурга ... он имеет на праве собственности жилой дом по адресу: ... Указанный жилой дом с надворными постройками фактически расположен на земельном участке в границах, установленных МУП «Архитектура» согласно техническому проекту межевания объекта землеустройства, утвержденному Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга от 11 июня 2009 года. На основании договора купли-продажи от 30 октября 1995 года к нему в соответствии с нормами ст. 35 Земельного кодекса РФ перешло право бессрочного пользования земельным участком, на тех условиях, которые существовали у предыдущего собственника недвижимого имущества. Однако ввиду того, что земельный участок не был сформирован как объект права, то есть не были установлены его границы, категория земель, а назначение участка, указанное в правоустанавливающем документе на него, не соответствовало его фактическому использованию, он обратился в межевую организацию, а затем в администрацию г. Оренбурга с заявлением об установлении границ участка. На основании его заявления было издано постановление Главы администрации г. Оренбурга от 25 февраля 2010 года за № 1123-п. Пунктом 2 указанного постановления была утверждена схема земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале ..., и пунктом 3 уточнена площадь земельного участка площадью 600 кв.м, установлена категория земель и назначение участка: земли населенных пунктов, для размещения двухэтажного с подвалом жилого дома литер А.

Полагал, что пункт 3 данного постановления в части площади земельного участка 600 кв.м, не соответствует действующему законодательству и нарушает его имущественные права, поскольку фактически без его заявления об отказе от части земельного участка и без решения суда об изъятии, администрация г. Оренбурга фактически изъяла у него часть земельного участка, принадлежащего ему на праве бессрочного пользования и занимаемого жилым домом и относящимися к нему постройками. Своими действиями администрация г. Оренбурга препятствует ему осуществить приватизацию фактически занимаемого земельного участка в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ, в тех границах, в которых участок фактически используется для размещения жилого дома и надворных построек.

Просил суд признать недействительным пункт 3 постановления Главы администрации г. Оренбурга от 25 февраля 2010 года за № 1123-п в части слов «площадью 600 кв.м»; обязать администрацию г. Оренбурга устранить нарушение его прав путем уточнения площади земельного участка в размере 1 128 кв.м в соответствии с техническим проектом межевания участка, изготовленным МУП «Архитектура и градостроительство» и утвержденным Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга 11 июня 2009 года.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 2 декабря 2010 года исковые требования администрации г. Оренбурга удовлетворены. Суд постановил обязать Земцова В.А. освободить земельный участок по адресу: ..., занимаемый хозяйственными постройками литер Г и литер Г1, путем их сноса и приведения земельного участка в пригодное для использования состояние. В удовлетворении встречного искового заявления Земцова В.А. к администрации города Оренбурга отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 марта 2011 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 2 декабря 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела администрация г. Оренбурга уточнила исковые требования и просила суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Земцова В.А. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1 128 кв.м, по адресу: ...; обязать Земцова В.А. освободить земельный участок по адресу: ... площадью 528 кв.м, занимаемого хозяйственными постройками, путем сноса и приведения земельного участка в пригодное для использования состояние; взыскать расходы по оплате госпошлины.

Земцов В.А. также уточнил исковые требования, просил суд признать недействительными пункты 2, 3 постановления Главы администрации г. Оренбурга от 25 февраля 2010 года за № 1123-п; установить границу участка по адресу: ... в соответствии с техническим проектом межевания земельного участка, утвержденным Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга от 11 июня 2009 года.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2011 года исковые требования администрации г. Оренбурга удовлетворены. Суд признал отсутствующим зарегистрированное право собственности Земцова В.А. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1 128 кв.м, расположенный по адресу: ...; обязал Земцова В.А. освободить часть указанного земельного участка, площадью 528 кв.м, с координатами: ... в местной системе координат, расположенный в западной части кадастрового квартала ..., занимаемого хозяйственными постройками литер Г и литер Г1, путем их сноса и приведения земельного участка в пригодное для использования состояние. В удовлетворении встречного искового заявления Земцова В.А. отказано.

В кассационной жалобе представитель Земцова В.А. – Карабанова Г.Н. просит отменить указанное решение районного суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Земцова В.А. и об отказе в удовлетворении исковых требований администрации г. Оренбурга.

Земцов В.А. был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения его кассационной жалобы, однако в суд кассационной инстанции не явился, об отложении разбирательства дела не просил, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В силу ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 13 октября 1995 года Земцов В.А. приобрел незавершенный строительством жилой дом по адресу: ... расположенный на земельном участке размером 600 кв.м (т. 1 л.д. 61).

25 ноября 2009 года Земцов В.А. получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, площадью 600 кв.м (т. 1 л.д. 58).

23 марта 2010 года специалистами Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга в отношении Земцова В.А. был составлен акт № 6/23 проверки соблюдения земельного законодательства в порядке ст. 72 Земельного кодекса РФ, согласно которому, земельный участок кадастровый номер ... площадью 600 кв.м по адресу: ... используется для размещения 2-х этажного жилого дома общей площадью ... кв.м. Разрешенное использование земельного участка: для строительства индивидуального жилого дома. Проверкой выявлено самовольное занятие земельного участка площадью 528 кв.м, на котором размещены хозяйственные постройки и имеется частичное ограждение (т. 1 л.д. 5).

25 февраля 2010 года постановлением Главы администрации г. Оренбурга за № 1123-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале ... (пункт 2) и пунктом 3 уточнена площадь земельного участка, считая его площадью 600 кв.м., расположение: ..., на земельном участке расположен жилой дом ... (т. 1 л.д. 52).

26 октября 2010 года Земцов В.А. получил повторное (взамен свидетельства от 25 ноября 2009 года) свидетельство о государственной регистрации права собственности на тот же земельный участок с уточненной площадью - 1128 кв.м (т. 1 л.д. 152). Указанное свидетельство было выдано Земцову В.А. в связи с изменением площади земельного участка на основании представленного им кадастрового паспорта земельного участка от 22 октября 2010 года (т. 2 л.д. 56).

Удовлетворяя требования администрации г. Оренбурга суд пришел к выводу о том, что они обоснованы, поскольку правоустанавливающие документы на часть участка площадью 528 кв.м по адресу: ... занимаемого хозяйственными постройками литер Г, Г1, Земцов В.А. суду не представил, следовательно, прав на эту часть участка у него нет. При этом суд правильно пришел к выводу о том, что представленное Земцовым В.А. 26 октября 2010 года повторное (взамен свидетельства от 25 ноября 2009 года) свидетельство о государственной регистрации права собственности на тот же земельный участок с уточненной площадью - 1128 кв.м, не подтверждает его права на спорную часть земельного участка, так как оно выдано с нарушением п.1 ч.5 статьи 27 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ допускается в случае, если в результате данного учета площадь земельного участка не будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.

Отказывая при этом Земцову В.А. в удовлетворении его исковых требований, суд указал, что у администрации г. Оренбурга не возникла обязанность утвердить схему расположения спорного земельного участка в иных границах и установить большую площадь участка, чем установлена оспариваемым постановлением.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на законе и подтвержден материалами дела.

Ссылки в кассационной жалобе на абз. 3,4 п. 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необоснованны, поскольку правовых оснований на занятие Земцовым В.А. земельного участка площадью 528 кв.м, судом не установлено.

Результаты межевания и кадастрового учета земельного участка площадью 1128 кв.м не могут подтверждать права Земцова В.А. на всю указанную площадь, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24 июля 2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план и кадастровый паспорт земельного участка не являются правоустанавливающими документами.

Довод кассационной жалобы о том, что с учетом пункта 2.13 Положения Оренбургского городского Совета № 229 от 5 марта 2007 года, согласно которому норма для предоставления земельных участков гражданам устанавливается для строительства индивидуального жилого дома - от 0,02 до 0,12 га при наличии земель, Земцов В.А. мог беспрепятственно зарегистрировать фактически занимаемый им участок площадью 800 кв.м (600 + 200), также необоснован, поскольку названное положение распространяет свое действие на случаи представления гражданам в установленном законом порядке участков под строительство.

В остальной части доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона. С учетом изложенного, а также того, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Земцова В.А. – Карабановой Г.Н., без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи