кассационное определение от 10.08.2011 по делу № 33-4988/2011



Судья Боклагова С.В. Дело № 33-4988/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 августа 2011 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х,

судей областного суда: Кисловой Е.А., Жуковой Н.В.

при секретаре Баловневой О.А.

с участием прокурора Омельченко Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Орска на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 июня 2011 года по делу по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-коммунальный сервис-4», администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Орску УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка законодательства в области пожарной безопасности в здании общежития, расположенного на территории <......> по адресу: <......>.

Проверкой установлено, что соблюдение законодательства о пожарной безопасности в вышеуказанном здании общежития, находящемся на обслуживании ООО «Жилищно-коммунальный сервис № 4», осуществляется ненадлежащим образом:

1)                в помещениях общежития отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, чем нарушен п. 14. п.п. 6.1 Таблицы № 1 приложения к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утверждённому Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315, согласно которому перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении - здания общежития;

2)                в помещениях общежития отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 -го типа, что является нарушением п. 102 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, а также п. 4.1 таблица № 1, стр. 15 Приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 года N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", согласно которым системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1 - учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания;

3)                на окнах первого этажа имеются глухие металлические решетки, что является нарушением п. 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, согласно которым в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

4) соединение жил электрических проводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития осуществлено при помощи «скруток», а не методом прессовки, пайки, сварки и сжимов, чем нарушен п. 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, п. 2.1.21 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ) Шестое издание" утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР, согласно которым проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке;

5) в зданиях не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления, проверки металлосвязей, фазы - ноль, молниезащиты, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года N 6, согласно которым потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования, проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;

6) отсутствуют выполненные в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 планы эвакуации люде при пожаре на 1 –м и 2-м этажах в здании общежития, что является нарушением п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, согласно которому на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;

7) люк, ведущий в чердачное помещение, эксплуатируется с пределом огнестойкости менее EI 30, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 8.4* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7, согласно которым в чердаках зданий следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м;

8) люк, ведущий в чердачное помещение, эксплуатируется в открытом состоянии, возле люка отсутствует информация о месте хранения ключей, чем нарушен п. 44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03), согласно которому двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых, по условиям технологии, не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.

9) помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (не менее 4 – х в здании, не менее двух на каждом этаже, объемом не менее 5 литров), что является нарушением п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, согласно которому помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п.14 и таблицам 1 и 2 с учетом суммарной площади этих помещений (п.п. 8,10 Приложения);

10) на фасаде здания отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарному гидранту, чем нарушен п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, согласно которому у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

11) деревянные конструкции чердачного помещения общежития не обработаны огнезащитным составом, чем нарушен п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, согласно которым нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.), строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

12) отсутствует стальная стремянка в лестничной клетке, предназначенная для выхода на чердак, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 8.4* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7.

Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом г. Орска от 25.05.2011г. на основании решения Орского городского Совета Депутатов от 24.11.2004 № 481 объект недвижимости – общежитие по <......> <......> в <......>, включен в перечень жилого недвижимого имущества <......> под № 2716. На сегодняшний день ни одно жилое помещение в общежитии не приватизировано.

В нарушение требований законодательства о пожарной безопасности ООО «Жилищно-коммунальный сервис № 4» не созданы условия для предотвращения возможности возникновения пожара, его дальнейшего распространения по элементам конструкций здания и находящихся в них материальных ценностей, следствием чего является создание угрозы жизни здоровью людей, что непосредственно влияет на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений общежития во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нём, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

Истец просил суд обязать администрацию г. Орска в помещениях общежития по <......> <......> в <......> установить автоматическую установку пожарной сигнализации; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа; демонтировать на окнах 1 – го этажа глухие металлические решетки. Установить планы эвакуации людей при пожаре на 1 и 2 этажах в здании общежития. Укомплектовать помещение общежития первичными средствами пожаротушения не менее 4-х в здании, не менее 2 –х на каждом этаже, объемом не менее 5 литров. Установить люк, ведущий в чердачное помещение, с пределом огнестойкости не менее EI 30. Установить на фасаде здания соответствующий указатель по направлению к пожарному гидранту. Обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом. Установить стремянку в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, в срок до 01.07.2011г.

Истец просил суд обязать ООО «ЖКС № 4» в помещениях общежития по <......> в <......> соединить жилы электрических проводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития методом прессовки, пайки, сварки или сжимов. Провести замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления, проверки металлосвязей, фазы – ноль, молниезащиты. Обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом. Установить стремянку в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, в срок до 01.07.2011г.

Участвующий в деле старший помощник прокурора Советского района г. Орска Пронина Т.С. в судебном заседании отказалась от части исковых требований в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора. Просила производство по делу в части обязания администрации г.Орска в общежитии по <......> «<......> в <......> демонтажа на окнах 1 – го этажа глухих металлических решеток; установки планов эвакуации людей при пожаре на 1 и 2 этажах в здании общежития; укомплектования помещения общежития первичными средствами пожаротушения не менее 4-х в здании, не менее 2 –х на каждом этаже, объемом не менее 5 литров; установки на фасаде здания соответствующего указателя по направлению к пожарному гидранту; установки стремянки в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, прекратить. В части обязания ООО «ЖКС-4» соединить жилы электрических проводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития методом прессовки, пайки, сварки или сжимов; проведения замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления; проверки металлосвязей, фазы – ноль, молниезащиты; установки стремянки в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, прекратить. В остальной части исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчикам срок устранения нарушений до 01.09.2011года.

Определением суда от 15.06.2011года принят отказ от части исковых требований и производство по делу в части прекращено.

Представитель ответчика ООО «ЖКС-4» Абрамова Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования признала, пояснила, что предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений.

Представитель ответчика администрации г.Орска Пеняскин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Решением Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 июня 2011 года иск прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.

Администрация г.Орска обязана в помещениях общежития по <......> <......> в <......> установить автоматическую установку пожарной сигнализации, установить систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа; установить люк, ведущий в чердачное помещение, с пределом огнестойкости не менее Е1 30; обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом в срок до 01.09.2011года.

ООО «Жилищно-коммунальный сервис – 4» обязано в помещениях общежития по <......> «Б» в <......> обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом в срок до 01.09.2011года.

В кассационной жалобе администрация г.Орска, не согласившись с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А., выступление представителя администрации г.Орска Курманчука С.С. (доверенность №2764/1 от 12.10.2010 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ООО «Жилищно-коммунальный сервис -4» Овсянюка А.А. (доверенность №217/11-юр от 09.03.2011 года), просившего оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела и проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.10 ч 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Решением Орского городского Совета депутатов №52-888 от 02.06.2009г. утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Орска, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Администрации г.Орска №6762-п от 10.12.2009г. утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования город Орск, в п.4.2.4 которого предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Судом установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <......> «б», принадлежит муниципальному образованию г.Орск Оренбургской области и включен в перечень жилого недвижимого имущества г.Орска под номером 2716.

Согласно договору управления домом, находящимся в муниципальной собственности от 10.05.2009года, дом по <......> «Б» обслуживается ООО «Жилищно-коммунальный сервис-4».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-коммунальный сервис-4», администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности, суд руководствовался положениями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, и исходил из того, что факт нарушения норм пожарной безопасности установлен актом проверки дома, расположенного по адресу: г.Орск, ул.Узловая, 6 «б», Отделом надзорной деятельности по г.Орску №5 от 08.01.2011 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, имеющихся в деле, а также правильном толковании норм материального права. Оснований считать выводы суда ошибочными не имеется.

Доводы кассационной жалобы администрации г.Орска о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <......> «б», не имеет статуса общежития, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

В материалах дела имеется технический паспорт, выданный Орским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», согласно которому на 05 июля 2008 года спорный объект, принадлежащий ОАО «Российские железные дороги», представляет собой двухэтажное здание общежития локомотивного депо, имеет 19 комнат, используется как жилое для постоянного проживания.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 03.02.2010 года № 646-п спорное помещение по адресу: <......> принято в муниципальную собственность г. Орска как здание общежития.

По этому же назначению как общежитие здание используется и в настоящее время, о чем свидетельствует акт осмотра от 01.02.2010 года, а также не оспаривалось сторонами в суде кассационной инстанции.

Спорный объект как многоквартирный дом администрацией г. Орска не сформирован, жильцы проживают в комнатах, квартиры коммунального заселения отсутствуют, договоры социального найма с жильцами не заключались.

Фактическое проживание жильцов в спорном помещении как в общежитии в отсутствие решения органа местного самоуправления об его отнесении к специализированному жилищному фонду не дает судебной коллегии оснований для отмены судебного решения, а также не применения норм и правил о пожарной безопасности в здании общежития.

Согласно п.2.1.14 договора управления спорным объектом от 01.05.2009 года, заключенного администрацией г. Орска с ООО «ЖКС -4», управляющая компания ООО «ЖКС-4» обязана осуществлять его содержание и ремонт в соответствии с критериями качества, установленными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, требованиями ГОСТ, СНиП, СанПин.

Как следует из Приложения №1, которое является неотъемлемой частью договора, определяющего конкретный перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном помещении, обязанности по исполнению норм пожарной безопасности на управляющую компанию не возложены.

Таким образом, ссылка администрации г. Орска о том, что ООО «ЖКС -4», а не администрация г. Орска, является лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на данном объекте, подлежит отклонению.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют указанным обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 360-366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Орска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи