Судья: Петрунина О.В. Дело № 33-5772/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Жуковой Н.В., Кисловой Е.А., при секретаре Воронковой О.В., с участием прокурора Устабаева Е.Т., рассмотрев 14 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 3 августа 2011 года по гражданскому делу по иску Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области к ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» о признании незаконным бездействия по трудоустройству инвалидов согласно установленных квот, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав пояснения представителя ОАО «Гайский ГОК» Шафееву Н.А., просившую решение суда отменить, прокурора Устабаева Е.Т., просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила: Гайский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Гайский ГОК», указывая, что в соответствии со ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установленные квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В статье 21 данного Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со статьями 5, 6 Закона Оренбургской области от 20 октября 2004 года № 1526/257-III-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» размер квоты для организаций численностью свыше 100 человек составляет 4 процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, для которых квотируются рабочие места, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. При этом работодатели имеют право в счет установленной квоты арендовать рабочие места на других предприятиях. По состоянию на 1 июня 2011 года в ОАО «Гайский ГОК» работают 6018 человек, соответственно на предприятии должно быть трудоустроено 120 инвалидов. Однако в нарушение закона в ОАО «Гайский ГОК» в счет квоты трудоустроены только 38 работающих инвалидов. ОАО «Гайский ГОК» не принимает меры в счет установленной квоты по арендованию рабочих мест на других предприятиях, что создает препятствия для осуществления прав инвалидов. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пишпанов Т.И. просил заявление удовлетворить, представитель ответчика Шафеева Н.А. с иском не согласилась. Решением суда иск прокурора удовлетворен и ОАО «Гайский ГОК» обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях в счет установленной квоты в срок до 1 сентября 2011 года. С таким решением суда не согласно ОАО «Гайский ГОК», в кассационной жалобе которого поставлен вопрос о его отмене, как постановленного в нарушение закона. Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основании следующего. Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии со ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 11 июля 2011 года), ст.ст. 20-21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» действительно государство обязано обеспечивать дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), устанавливать квоты для приема на работу инвалидов. Инвалидам должны предоставляться гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов). Вместе с тем действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой предприятие обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях в счет установленной квоты. В пункте 3.2 постановления Минтруда РФ от 6 февраля 1995 года № 9 «Об утверждении Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» указывалось, что в случае невозможности выделения или создания на своем предприятии рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях. Однако, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29 декабря 2000 года № 95 вышеуказанное постановление Минтруда РФ от 6 февраля 1995 года № 9 признано утратившим силу. Суд, постановляя решение по делу, которым ОАО «Гайский ГОК» обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях, данное обстоятельство не принял во внимание. Также в решении суда не приведена норма, на основании которой возможно было бы обязать ответчика арендовать рабочие места в счет квотирования рабочих мест для инвалидов в других предприятиях. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в соответствии с требованиями действующего законодательства проверить доводы прокурора и возражения ответчика и разрешить спор в соответствии с законом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Гайского городского суда Оренбургской области от 3 августа 2011 года отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий: Судьи: