Судья: Волохова Е.А. Дело № 33-5778/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Жуковой Н.В., Кисловой Е.А., при секретаре Воронковой О.В., с участием прокурора Толмач А.В., рассмотрев 14 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Гай Оренбургской области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 20 июля 2011 года по гражданскому делу по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав неопределённого круга лиц к администрации г.Гай Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждению к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Толмач А.В., возражавшего против отмены решения суда, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила: Гайский межрайонный прокурор Оренбургской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Гай Оренбургской области, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г.Гай в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и законодательством об охране окружающей среды, обязать ответчика организовать на территории города сбор и вывоз бытовых отходов путём обустройства возле домовладений контейнерных площадок, с установкой металлических контейнеров (или в неканализированных домовладениях деревянных или металлических сборников) в соответствие с требованиями п.п. 2.1.3., 2.2.2.- 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, и обеспечить режим сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствие с требованиями п. п. 2.2.1, 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88. В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории жилой застройки (домовладений) города Гай Оренбургской области отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора твёрдых бытовых отходов осуществляется посредством их сбора непосредственно от населения по графикам движения автотранспорта, задействованного на сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов, сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов осуществляется нерегулярно (не ежедневно при плюсовой температуре), по воскресеньям вывоз мусора не производится, что способствует образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории жилой застройки в города и произвольному их распространению по площадям (скверам), улицам города в результате порывов ветра, действий безнадзорных домашних животных и лиц без определенного места жительства, в связи с чем нарушаются права неопределённого круга лиц. В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования подержал в полном объёме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика Хакимов К.О. с иском прокурора не согласился. Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 20 июля 2011 года иск прокурора удовлетворён. Признано незаконным бездействие администрации г.Гай Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории города в соответствие с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и законодательством об охране окружающей среды. Администрация г.Гай обязана организовать на территории города сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями законодательства об охране окружающей среды, а именно: обеспечить обустройство на территории домовладений г.Гай контейнерных площадок, а также установку металлических контейнеров (или в неканализированных домовладениях деревянных или металлических сборников) в соответствие с требованиями п.п. 2.1.З., 2.2.2.- 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, обеспечить режим сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствие с требованиями п. п. 2.2.1, 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88. Определением суда от 31 августа 2011 года исправлена описка, допущенная вводной части решения суда, вместо неверной даты постановления решения «18 июля 2011 года» указана верная дата «20 июля 2011 года». С таким решением суда не согласна администрация г.Гай Оренбургской области, которая в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права. Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям городского округа. Данная обязанность также закреплена в п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава МО г.Гай Оренбургской области пунктах 3.1.3., 3.1.4., 3.1.9. Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования город Гай, утверждённого решением Гайского городского Совета депутатов от 14 октября 2008 года №275. В соответствии с п. 2.1.3. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. На основании п.п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Согласно п.п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения). Судом установлено, что администрацией города Гай Оренбургской области сбор твёрдых бытовых отходов осуществляется посредством их сбора непосредственно от населения по графикам движения автотранспорта, задействованного на эти цели. При организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов с территории города Гай требования п.п. 2.1.3., 2.2.1.-2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 ответчиком не соблюдаются. Поскольку организация сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов населения должна осуществляться должным образом, в том числе с соблюдением требований п.п. 2.1.3., 2.2.1.-2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, то решение суда является законным и обоснованным. Судебная коллегия не соглашается с доводами о том, что проведение указанных мероприятий предусмотрено в муниципальной целевой программе «Отдых» на 2011-2016 годы, утверждённой постановлением главы г.Гай Оренбургской области от 20 апреля 2010 года № 380-п, поскольку реализация гарантированного ст. 42 Конституции РФ каждому человеку права на благоприятную окружающую среду не должно зависеть от разработки и реализации муниципальными органами целевых программ. Доводы кассационной жалобы администрации г.Гай Оренбургской области о том, что судом не было предоставлено достаточно времени для надлежащей подготовки к судебному заседанию, являются не состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что первое судебное заседание по делу назначалось на 14.30 часов на 18 июля 2011 года, о чём представитель ответчика был извещён надлежащим образом (л.д. 16), и по его просьбе было отложено на 16.00 часов на 19 июля 2011 года, а затем на 08.30 часов на 20 июля 2011 года, о чём представитель ответчика также был извещён надлежащим образом (л.д. 22). При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Гайского городского суда Оренбургской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.Гай Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: