кассационное определение от 21 сентября 2011 года дело №33-5888



судья Авдеев В.Ю. дело № 33-5888/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 21 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Морозовой Л.В., Хакимовой О.В.,

при секретаре Пичугиной О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2011 года по иску Чугировой С.К. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области Ткаченко Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чугирова С.К. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ – Управлени Пенсионного фонда ПФ РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области. В обоснование требований указала, что решением № 47 начальника ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе от 19.04.2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком не засчитан в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01.09.1986 года по 26.06.1990 года (03 года 09 месяцев 26 дней). Полагала, что указанный период подлежит зачету в специальный стаж на основании Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года. Просила суд признать незаконным решение №47 от 19.04.2011 года начальника ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01.09.1986 года по 26.06.1990 года (03 года 09 месяцев 26 дней), назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права 12.05.2011 года.

В последующем истец уточнила требования в части периода, подлежащего включению в стаж педагогической деятельности, и даты назначения пенсии, просила суд обязать ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 18.08.1986 года по 02.07.1990 года (03 года 10 месяцев 14 дней), обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права 30.04.2011 года.

В судебном заседании истец Чугирова С.К. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области Колесникова В.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Чугировой С.К. не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2011 года исковые требования Чугировой С.К. удовлетворены частично. Данным решением суд признал незаконным решение № 47 от 19.04.2011 года начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части невключения в стаж периода обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 18.08.1986 года по 02.07.1990 года (03 года 10 месяцев 14 дней). Этим же решением суд возложил на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области обязанность включить Чугировой С.К. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанный период обучения и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 30.04.2011 года.

В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу Чугирова С.К. полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что в период с 27.08.1985 года по 19.08.1986 года Чугирова С.К. работала учителем <данные изъяты> начальной школы <данные изъяты> РАЙОНО. Указанный период засчитан ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

18.08.1986 года приказом Государственного педагогического института <данные изъяты> № 387 Чугирова С.К. зачислена в данное учебное заведение на специальность «немецкий язык и литература».

В соответствии с приказом №324 от 02.07.1990 года Чугирова С.К. считается окончившей Государственный педагогический институт <данные изъяты>, ей присвоена квалификация учителя средней школы немецкого языка и немецкой литературы, выдан диплом.

С 15.08.1990 года по 16.08.1992 года Чугирова С.К. работала учителем <данные изъяты> средней школы. Указанный период также засчитан ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На дату обращения с иском Чугирова С.К. работает учителем иностранного языка муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя школа № 1».

В период обучения истца в педагогическом институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 года №1397.

В соответствии с пунктом 2 названного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с пунктом 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях (приложение №6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94) учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2, при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что период обучения Чугировой С.К. в педагогическом институте подлежит включению в стаж педагогической деятельности, поскольку ему непосредственно предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность, и, учитывая, что на момент обращения Чугировой С.К. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд включил период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 18.08.1986 года по 02 июля 1990 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязал ответчика назначить Чугировой С.К. досрочную пенсию с даты возникновения права на нее - с 30.04.2011 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что Списками должностей и Правилами, действующими в настоящее время и действовавшими ранее, не предусмотрено включение периодов обучения в учебных заведениях в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не могут быть признаны обоснованными, так как согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В связи с чем, суд обоснованно при разрешении данного спора применил законодательство, которое действовало в оспариваемый истцом период.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно определил период обучения Чугировой С.К. в <данные изъяты> государственном педагогическом институте, исходя из даты приказов о зачислении и окончании обучения в учебном заведении, тогда как Типовыми положениями об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденными постановлением Правительства РФ № 71 от 14.02.2008 года, постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 597 от 26.06.1993 года, предусмотрено начало учебного года с 01 сентября и его окончание согласно рабочему учебному плану по конкретной специальности, Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2009 года № 442 также предусмотрено зачисление поступающих на первый курс на основании приказа о зачислении с 01 сентября, не влияют на законность и обоснованность судебного решения, так как указанные в жалобе нормативные акты не действовали в спорный период.

Кроме того, поскольку в соответствии с действовавшим в период обучения истца Порядком зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94, предусматривалось включение в стаж педагогической работы времени обучения (с отрывом от производства) в педагогических учебных заведениях, и из материалов дела следует, что Чугирова С.К. была уволена с работы 19.08.1986 года именно в связи с зачислением ее с 18.08.1986 года в педагогический институт, а окончила обучение с присвоением квалификации учителя согласно приказу от 2.07.1990 года, вывод суда о включении в стаж периода обучения с 18.08.1986 года по 02.07.1990 года является верным.

Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно назначил истцу пенсию с 30.04.2011 года, т.к. на момент обращения в пенсионный орган 11.04.2011 года права на досрочную трудовую пенсию у Чугировой С.К. отсутствовало, не может быть признан состоятельным, т.к. пенсия назначена Чугировой С.К. со дня возникновения права на нее в соответствии с положениями ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст.ст. 360 – 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи