кассационное определение от 21 сентября 2011 года дело №33-5887



судья Имамова Р.А. дело № 33-5887/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 21 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Морозовой Л.В., Хакимовой О.В.,

при секретаре Пичугиной О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мичурина В.Ф. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 08 августа 2011 года по иску Мичурина А.Ф. к Мичурину В.Ф. о признании жилого дома и земельного участка совместной собственностью супругов, определении долей в общем имуществе, включении имущества в состав наследственной массы, признании частично недействительным договора дарения, признании права собственности по праву наследования на долю земельного участка и жилого дома.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения Мичурина В.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Мичурина А.Ф. Сайфулиной Р.Я., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мичурин А.Ф. обратился в суд с иском к Мичурину В.Ф., нотариусу Оренбургского района Оренбургской области Беловой Н.А. о признании наследника принявшим наследство, определении долей в наследственном имуществе, признании права собственности на часть наследства, признании частично недействительными ранее выданных свидетельства о праве на наследство и свидетельства о праве собственности. В обоснование требований указал, что его родителям М.Е.Н.. и М.Ф.А.. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 600 кв.м, на котором расположен жилой дом литер А площадью 47,9 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>. 10.02.1997 года умерла его мать. После ее смерти он обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако свидетельство о праве на наследство им получено не было. 11.02.2011 года умер его отец М.Ф.А.. После его смерти он обратился с заявлением об оформлении прав на наследство к нотариусу Беловой Н.А., от которой узнал, что документы о праве на наследство никому не выдавались. Согласно справке ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 26.02.2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, числится за М.Ф.А.. На имя М.Ф.А.. оформлено свидетельство о праве собственности на земельный участок от 15.12.1992 года № 245. Полагал, что жилой дом и земельный участок являлись совместной собственностью супругов М.Е.Н.. и М.Ф.А.. После смерти матери он, его отец и брат Мичурин В.Ф. как наследники первой очереди по закону имели право на 1/3 долю наследственного имущества. Просил суд признать его наследником, принявшим наследство после смерти матери – М.Е.Н.., умершей 10.02.1997 года; определить доли М.Ф.А.., Мичурина В.Ф., Мичурина А.Ф. в наследственном имуществе после смерти М.Е.Н.. по 1/3 доли за каждым; признать за ним право собственности на наследство на 1/3 долю после смерти М.Е.Н.. на жилой дом литер А площадью 47,9 кв.м. и на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец Мичурин А.Ф. исковые требования уточнил и дополнил: просил признать домовладение и земельный участок по адресу: <адрес> совместной собственностью супругов М.Е.Н.. и М.Ф.А.., определить по ? доле в праве общей собственности за каждым из них, включить ? долю домовладения и земельного участка в состав наследственной массы после смерти М.Е.Н..; признать частично недействительным договор дарения от 12.05.2010 года, заключенный между М.Ф.А.. и Мичуриным В.Ф.; признать право собственности по праву наследования после смерти М.Е.Н.. на домовладение и земельный участок по вышеуказанному адресу за Мичуриным А.Ф. и Мичуриным В.Ф. по ? доле за каждым.

В судебное заседание истец Мичурин А.Ф. не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истца Сайфулина Р.Я., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Мичурин В.Ф. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Третье лицо нотариус Оренбургского района Оренбургской области Белова Н.А., а также представитель третьего лица Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 08 августа 2011 года исковые требования Мичурина А.Ф. удовлетворены частично. Данным решением суд признал жилой дом общей площадью 47,9 кв.м. литер А, а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1177 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, общей собственностью М.Е.Н.. и М.Ф.А.., определив в указанном имуществе за М.Е.Н. и М.Ф.А.. по ? доле, и включил в состав наследственной массы после смерти М.Е.Н.., умершей 10.02.1997 года, ? долю вышеуказанных жилого дома и земельного участка. Этим же решением суд признал недействительным договор дарения, заключенный 12.05.2010 года между М.Ф.А.. и Мичуриным В.Ф. в части отчуждения М.Ф.А.. 1/6 доли жилого дома и земельного участка, прекратил право собственности Мичурина В.Ф. на жилой дом общей площадью 47, 9 кв.м. литер А и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1 177 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и признал за Мичуриным А.Ф. право собственности по праву наследования на 1/6 долю указанных жилого дома и земельного участка, за Мичуриным В.Ф. признано право собственности на 5/6 долей указанных жилого дома и земельного участка. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

В кассационной жалобе Мичурин В.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на соответствие выводов суда обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что М.Е.Н.. и М.Ф.А.. состояли в зарегистрированном браке с 06.03.1948 года.

С 1956 г. М.Ф.А.. являлся собственником жилого дома, полезной площадью 47,9 кв.м, жилой площадью 31,3 кв.м по адресу: <адрес>.

29.05.1992 года решением малого Совета Оренбургского района М.Ф.А.. предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,06 га для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № 245 от 15.12.1992 года.

10.02.1997 года М.Е.Н.. умерла.

В соответствии со статьей 20 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Мичуриной Е.Н., имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

В соответствии со статьей 532 ГК РСФСР, действовавшего в период спорных правоотношений, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Согласно статье 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Судом установлено, что наследниками первой очереди по закону после смерти М.Е.Н.. являлись супруг М.Ф.А. и сыновья Мичурин А.Ф. и Мичурин В.Ф., которые в установленный законом срок подали нотариусу заявления о выдаче свидетельств о праве на наследство.

Разрешая заявленные Мичуриным А.Ф. исковые требования, суд исходил из того, что спорный жилой дом был построен в период брака М.Ф.А.. и М.Е.Н.., земельный участок, на котором расположен указанный дом, был предоставлен в собственность М.Ф.А.. для ведения личного подсобного хозяйства также в период брака, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное имущество является общей совместной собственностью супругов.

При таких обстоятельствах суд включил в состав наследственной массы после смерти Мичуриной Е.Н. ? долю жилого дома, а также ? долю земельного участка площадью 1177 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, а также признал за Мичуриным А.Ф. право собственности на 1/6 долю указанных жилого дома и земельного участка в порядке наследования по закону после смерти М.Е.Н..

Довод кассационной жалобы о том, что Мичурин А.Ф., обращаясь к нотариусу с заявлением о принятии наследства, не претендовал на земельный участок, так как не указал его в заявлении, не может быть признан обоснованным, поскольку на момент обращения Мичурина А.Ф. с заявлением о принятии наследства после смерти М.Е.Н. доля жилого дома и земельного участка, подлежащая включению в наследственную массу М.Е.Н.., не была определена.

Вместе с тем, суд не учел, что на день открытия наследства после смерти М.Е.Н.. 10.02.1997 года М.Ф.А.. на законном основании принадлежал земельный участок площадью 0,06 га, который являлся совместной собственностью супругов.

Площадь указанного участка до 1177 кв.м. была уточнена только в 2010 году по результатам геодезической съемки и право на земельной участок площадью 1177 кв.м. возникло у М.Ф.А.. на основании постановления Администрации МО Чебеньковский сельсовет от 25.03.2010 года №75-п.

Таким образом, в наследственную массу после смерти М.Е.Н. суд неправомерно включил ? долю земельного участка площадью 1177 кв.м.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части и включить в состав наследства М.Е.Н.. ? долю земельного участка площадью 0,06 га, признать за Мичуриным А.Ф. право собственности на 1/6 долю ( ? : 1/3) земельного участка площадью 0,06 га или 600 кв.м.

Соответственно, решение суда о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка от 12.05.2010 года, заключенного между М.Ф.А.. и Мичуриным В.Ф., в части отчуждения М.Ф.А.. 1/6 доли земельного участка, признании права собственности Мичурина В.Ф. на 5/6 долей земельного участка и права собственности Мичурина А.Ф на 1/6 долю земельного участка также подлежит изменению.

В соответствии с условиями договора дарения от 12.05.2010 года, М.Ф.А.. подарил Мичурину В.Ф. жилой дом № 42, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 1177 кв.м., на котором расположен указанный жилой дом. ( л.д.80)

Поскольку Мичурину А.Ф. по праву наследования принадлежала 1/6 доля земельного участка площадью 600 кв.м. ( 100 кв.м.), то с учетом уточнения площади земельного участка в сторону увеличения доля Мичурина А.Ф. в земельном участке площадью 1177 кв.м. стала составлять 85/1000 или 17/200.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда и признать недействительным договор дарения, заключенный 12.05.2010 года между М.Ф.А.. и Мичуриным В.Ф., в части отчуждения М.Ф.А.. 17/200 долей земельного участка, признать за Мичуриным А.Ф. право собственности на 17/200 долей земельного участка общей площадью 1177 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а за Мичуриным В.Ф. – на 183/200 долей вышеуказанного земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 360 – 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 08 августа 2011 года изменить, изложив его резолютивную часть в новой редакции:

Исковые требования Мичурина А.Ф. удовлетворить частично.

Признать жилой дом общей площадью 47,9 кв.м. литер А, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок площадью 0,06 га, переданный в собственность М.Ф.А.. для ведения личного подсобного хозяйства согласно свидетельству о праве собственности на землю № 245 от 15.12.1992 года, общей совместной собственностью М.Е.Н.. и М.Ф.А.. и определить доли каждого в указанном имуществе равными по ? доле.

Включить в состав наследственной массы после смерти М.Е.Н.., умершей 10.02.1997 года, ? долю вышеуказанного жилого дома и земельного участка.

Признать недействительным договор дарения, заключенный 12.05.2010 года между М.Ф.А.. и Мичуриным В.Ф. в части отчуждения М.Ф.А.. 1/6 доли жилого дома общей площадью 47,9 кв.м. литер А и 17/200 долей земельного участка площадью 1177 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>.

Признать за Мичуриным А.Ф. право собственности на 1/6 долю жилого дома назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 47,9 кв.м, инв. № 42-621/А литер А, и на 17/200 долей земельного участка общей площадью 1177 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>

Признать за Мичуриным В.Ф. право собственности на 5/6 долей жилого дома назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 47,9 кв.м, инв. № 42-621/А литер А и на 183/200 долей земельного участка общей площадью 1 177 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>

В остальной части исковых требований Мичурина А.Ф. отказать.

Председательствующий подписи

Судьи подписи