Судья Имамова Р.А. Дело № 33-6231/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Ф.И. Васильева, судей Раковского В.В. и Салащенко О.В., с участием прокурора Т.В. Христич, при секретаре Воронковой О.В., рассмотрев 05 октября 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Раковского В.В. гражданское дело по кассационной жалобе главы муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2011 года по делу по заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области незаконным, заслушав судью-докладчика, пояснения представителей заинтересованного лица Ефременко С.Б. и Хохлову Н.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Т.В. Христич, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, оценив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, У С Т А Н О В И Л А: прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что главой МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не исполняются требования федерального законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В связи с этим просил признать незаконным бездействие главы муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых главой муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и обязать главу муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области проводить, в соответствии с требованиями действующего законодательства, антикоррупционные экспертизы проектов нормативных правовых актов; определить с данной целью орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на должностных лиц. В обоснование данного требования прокурор сослался на положения ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; ст. ст. 2, 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которыми, как указал прокурор, установлено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органом или должностными лицами, принимающими нормативный правовой акт. В судебном заседании старший помощник прокурора района Храмова А.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Глава муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Ефременко С.Б. заявление не признал. Пояснял, что недопустимо вмешательство органов прокуратуры в деятельность органов местного самоуправления в силу принципа разделения властей. Также ссылался на отсутствие у органов местного самоуправления государственных полномочий по противодействию и профилактике коррупции, в том числе путем производства антикоррупционной экспертизы. Представитель МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Хохлова Н.М. заявление не признала. Решением суда заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. В кассационной жалобе глава МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Ефременко С.Б. не соглашается с решением суда, со ссылкой на его незаконность по изложенным в ней основаниям. Судебная коллегия с доводами кассационной жалобы не соглашается и оснований для отмены решения суда не усматривает с учетом следующего. Рассматриваемое заявление подано прокурором в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бродецкий сельсовет и неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Поскольку вопросы борьбы с коррупцией затрагивают интересы, как Российской Федерации, так и неопределенного круга жителей Оренбургского района, то прокурор обратился в суд с данным заявлением в пределах предоставленных ему полномочий. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем производства аннтикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В силу части 4 ст. 3 данного Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196 утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил, со ссылкой на вышеуказанные положения нормативных правовых актов, из того, что Глава муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не исполняет возложенную на него вышеуказанными федеральными законами обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, чем грубо нарушаются основные принципы противодействия коррупции, направленные на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации и юридических лиц. При этом суд в решении указал, что за период со 2 августа 2009 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17 июля 2009 года) до настоящего времени Главой муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области принимаются нормативно-правовые акты в целях реализации своих полномочий по разрешению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом ни по одному из проектов не проведена антикоррупционная экспертиза. Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права. Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и при верном применении норм права. Доводы кассационной жалобы, которые содержались и в обоснование возражений на иск, были предметом исследования суда первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по изложенным в решении основаниям. Довод жалобы о том, что решением суда возложена на Главу муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обязанность принять нормативный правой акт, чем нарушен принцип разделения властей, установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации, также является необоснованным, поскольку решением суда такая обязанность на Главу муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не возложена. Довод жалобы о том, что судом не учтен тот факт, что Главой муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не принимались нормативно-правовые акты несостоятелен, поскольку судом исследованы принятые Главой муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области нормативно-правовые акты в целях реализации своих полномочий по разрешению вопросов местного значения и установлено, что ни по одному из проектов не проведена антикоррупционная экспертиза. Других доводов, подтверждающих незаконность решения суда, кассационная жалоба не содержит. При рассмотрении дела нарушение норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Имея в виду, что судом принято законное решение, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: