Дело № 33-5993/2011 судья Князева О.М. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Булгаковой М.В. судей Морозовой Л.В., Хакимовой О.В. с участием прокурора Христич Т.В. при секретаре Гончаровой Е.Г. рассмотрев 28 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 01 июня 2011 года по делу по иску Прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер», к Министерству здравоохранения Оренбургской области о признании незаконным бездействия, об обязании устранения нарушения, У С Т А Н О В И Л А: Прокуратура города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ответчикам Государственному учреждению здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер», к Министерству здравоохранения Оренбургской области, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположено ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. постановлением Главного санитарного врача РФ 18.05.2010 № 58 помещения диспансера содержатся в ненадлежащем состоянии. Так, в нарушение требований п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», территория диспансера не ограждена. Аварийное горячее водоснабжение в отделениях, в нарушение требований п. 5.4, 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», не предусмотрено. В отделениях отмечаются протечки кровли в коридорах, палатах, ординаторских, коридоре и складе пищеблока в нарушение требований п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, стены, потолки в потеках с дефектами, что ведет к затруднению влажной уборки и дезинфекции помещений. Незамедлительное восстановление дефектов в нарушение п. 11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 не проводится. Контейнерная площадка не организована в соответствии с санитарными нормами, не ограждена, от постороннего доступа. На территории поликлиники для взрослого населения (<....>) отсутствует контейнер для сбора мусора, отходы выносятся на контейнерную площадку ближайшего жилого дома, чем допускается нарушение требовании п. 8.2. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения и удаления отходов». В нарушение п. 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 централизованное горячее водоснабжение поликлиники для взрослого населения (<....>), не предусмотрено. Площади кабинетов приема врачей-фтизиатров ниже нор менее 12 кв.м. (№№ 3, 4 и 12). В кабинетах, регистратуре, холле поликлиники имеются протечки на потолке, незамедлительное восстановление дефектов в нарушение п. 11.4 СанПиН 2.1.3.2630- 10 не проводится. Требуется ремонт кровли здания поликлиники. Системы отопления в поликлинике для взрослых не обеспечивает нормируемые параметры микроклимата в кабинетах №№ 3, 4, 5 и 6, регистратуры, что является нарушением требований п. 4.2 СанПиН 2.1.3 2630-1 0. Кирпичная кладка наружной несущей стены хозяйственного блока диспансера (<....>) находится в аварийном состоянии; кровля требует полного ремонта; приточно-вытяжная вентиляция отсутствует, электропроводка и приборы учета не соответствует требованиям норм и пожарной безопасности; наружная канализация нуждается в замене. В бактериологической и клинической лабораториях диспансера в нарушение п. 2.3.7, 2.3.8 Санитарных правил 1.3.2322-08, набор рабочих и других помещений не соответствует производственной мощности и номенклатуре выполняемых исследований; в нарушение п. 2.3.18 указанных санитарных правил санитарной бактериологии ширина проходов между рабочими местами не более 0,5метров; в нарушение п. 2.3.3 СП 1.3.2322-08 в отделении санитарно бактериологических исследований вход один, передаточное окно не оборудовано. Указанные факты подтверждаются: справкой прокуратуры города о результатах проверки соблюдения требований федерального законодательства; актом проверки Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, техническими заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций диспансера, проведенных в 2009-2010 г.г. ООО «Жилстройсервис».Учредителем диспансера является Министерство здравоохранения Оренбургской области. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Оренбургской области и ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния диспансера и не выполнению требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СаНПиН 2.1.3.2630-10, утв. постановлением главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 № 58, санитарных правил 1.3.2322-08 и санитарных правил 1.3.2322-08, а именно по: не установлению ограждения территории больничного комплекса; не оборудованию аварийным горячим водоснабжением в отделениях; не выполнению мероприятий по ремонту здания взрослой поликлиники, расположенной по адресу: <....> и хозяйственного блока диспансера; не оборудованию контейнерной площадки для сбора мусора, отходов на территории диспансера и территории взрослой поликлиники по <....>; не выполнению работ по замене деревянных оконных блоков на пластиковые в стационарных отделениях диспансера; не утеплению фасада здания диспансера; не выполнению работ по замене лежаков канализационных труб в подвале; не выполнению работ по цементно-песчаной стяжке кровли и не выполнении мягкой кровли из двух слоев «Бикроста»; не соответствию санитарным правилам бактериологической и клинической лабораторий диспансера. Обязать ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» и Министерство здравоохранения Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», САНПИН 2.1.3.2630-10, утв. постановлением главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 № 58, санитарных правил 1.3.2322-08, путем: ограждения территории больничного комплекса; оборудования аварийным горячим водоснабжением в отделениях; выполнения мероприятий по ремонту здания взрослой поликлиники расположенной по адресу: <....> и хозяйственного блока диспансера в соответствии с техническими заключениями и требованиям Управления Роспотребнадзора по <....>; оборудования контейнерной площадки для сбора мусора, отходов на территории диспансера и территории взрослой поликлиники по <....>; выполнения работ по замене деревянных оконных блоков на пластиковые стационарных отделениях диспансера; утеплению фасада здания диспансера; выполнения работ по замене лежаков канализационных труб в подвале диспансера; выполнения работ по цементно-песчаной стяжке кровли диспансера, выполнения мягкой кровли диспансера из двух слоев «Бикроста», в соответствии с техническими заключениями ООО «Жилстройсервис»; приведения в соответствие санитарным правилам бактериологической и клинической лабораторий диспансера. Определением суда от 18.04.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Оренбургской области. В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга поддержала исковые требования. Представитель ответчика ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика Министерство здравоохранения Оренбургской области также возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство финансов Оренбургской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Решением суда иск прокурора удовлетворён частично. Данным решением суд постановил: признать незаконным бездействие и обязать Государственное учреждение здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» устранить имеющиеся нарушения, а именно: установить ограждения территории больничного комплекса ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» в соответствии с требованиями п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; оборудовать аварийное горячее водоснабжение в отделениях стационара, взрослой поликлиники в соответствии с требованиями п. 5.4,5.5 Сан ПиН 2.1.3.2630-10; выполнить мероприятия по ремонту кровли стационара, взрослой поликлиники, устранить дефекты стен, потолков в стационаре, взрослой поликлинике в соответствие с п11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10; оборудовать контейнерную площадку стационара, взрослой поликлиники для сбора мусора, отходов в соответствии с требованиями п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10; устранить нарушения по санитарно –эпидемиологичскому режиму бактериологической и клинической лаборатории, перечисленных акте Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области выездной плановой проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 02.03.2011 года. В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области и в удовлетворении остальных требований к Государственному учреждению здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» отказано. В кассационной жалобе ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., объяснение представителя ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» - Ивлева С.С., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.( статья 4 закона) Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека( статья 8 закона) Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. ( статья 11 закона) При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.( статья 24 закона ) На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации( ст. 39 закона). Согласно «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 58 от 18.05.2010 года( САНПИН 2.1.3.2630-10) санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - ООМД) ( пункт 1.1) Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. ( пункт 1.2) Территория ЛПО должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.( п.2.13) На территории хозяйственной зоны ЛПО на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.( п.2.17) Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.( п.4.2) Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. ( п.5.1) Для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства. ( п.5.4) Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. В палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование.( п.5.5) Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области 02.03.2011 года на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области была проведена плановая проверка в отношении ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» (далее сокращенно ГУЗ «ОГПТД»). В результате проверки установлено поликлиника для обслуживания детского населения расположена по адресу: <....>, поликлиника для взрослого населения расположена по адресу: <....>. Территория больничного комплекса, на котором располагается два стационарных корпуса, поликлиника для детей и хозяйственный блок не ограждена. Аварийное горячее водоснабжение в отделениях стационара и взрослой поликлиники не предусмотрено. На момент проверки затоплен подвал стационара под пищеблоком их –за утечки в системе водопровода, в ходе проверки утечка ликвидирована. Нуждаются в замене лежаки канализационный труб в подвале. В отделениях стационара и взрослой поликлиники отмечаются протечки кровли в коридорах, палатах, ординаторских, коридоре и складе пищеблока. Стены, потолки в потеках с дефектами, что ведет к затруднению влажной уборки и дезинфекции помещений, незамедлительное восстановление дефектов не производится.На территории стационара установлено 2 контейнера на асфальтированном основании. Контейнерная площадка не организована в соответствие с санитарными нормами, не ограждена, не защищена от постороннего доступа. На территории поликлиники для взрослого населения отсутствует контейнер для сбора мусора. При проверке бактериологической и клинической лаборатории ..... выявлены следующие нарушения.: набор рабочих и других помещений не соответствует мощности и номенклатуре выполняемых исследований, в блоке санитарной бактериологии ширина проходов между рабочими местами не более 0,5 метра, в отделении санитарно – бактериологических исследований вход один, передаточное окно не оборудовано, на входной двери в отделение санитарно- бактериологических исследований нет международного знака «Биологическая безопасность», отделение санитарно – бактериологических исследований бактериологической лаборатории системой приточно- вытяжной вентиляции не оборудовано, и не оснащено боксом биологической безопасности для работы с ПБА, для работы с биоматериалом, содержащим ПБА 3-4 группы патогенности, установлен вытяжной шкаф без биофильтра, в помещении для приготовления сред, простерилизованная посуда храниться на полке в шкафу, стерильный стол не накрывается,, в журнале контроля качества стерилизации нет оценки химических индикаторов, в журнале контроля работы автоклава на убой химические индикаторы не соответствуют эталону, пробки для пробирок с жидкими питательными средами используются ватно- марлевые, на каждый прибор разработаны правила по их эксплуатации, но без учета требований биологической безопасности, приказа на допуск инженерно- технического персонала к обслуживанию оборудования бактериологической лаборатории не представлен, сведений о проведении инструктажа по соблюдению требований биологической безопасности не представлены, плановых тренировочных мероприятий по ликвидации аварий при работе с патогенными биологическими агентами не проводилось. Предписанием от 02.03.2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Оренбургской области главному врачу ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» предписано принять следующие меры по устранению выявленных нарушений в том числе: - установление ограждения территории больничного комплекса ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» в соответствии с требованиями п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - оборудования аварийного горячего водоснабжения в отделениях стационара, взрослой поликлиники в соответствии с требованиями п. 5.4,5.5 Сан ПиН 2.1.3.2630-10 ; - выполнения мероприятий по ремонту кровли стационара, взрослой поликлиники, устранению дефектов стен, потолков в стационаре, взрослой поликлинике в соответствие с п11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10; - оборудования контейнерной площадки стационара, взрослой поликлиники, для сбора мусора, отходов в соответствии с требованиями п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10; - устранения нарушений по санитарно –эпидемиологичскому режиму бактериологической и клинической лаборатории, перечисленных акте Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области выездной плановой проверки органом государственного контроля( надзора) юридического лица от 02.03.2011 года. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем, ответчиком суду не представлено доказательств выполнения указанных в иске нарушений норм Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». При таких обстоятельствах, вывод суда о признании незаконным бездействия и обязании ГУЗ «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер» устранить имеющиеся нарушения, является обоснованным. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что согласно Положения о Министерстве здравоохранения Оренбургской области выполнение требований о соблюдении санитарных норм и правил Министерству не вменены, поэтому в удовлетворении иска к данному ответчику судом отказано. Довод кассационной жалобы о том, предписанием Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 02.03.2011 года указанные нарушения необходимо устранить в срок до 2012 года, не влечёт отмену решения суда, поскольку заявленные прокурором требования направлены на устранение нарушений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Довод кассационной жалобы, что дело рассмотрено за пределами установленных сроков, чем нарушаются права кассатора не является основанием для отмены решения суда. Довод кассационной жалобы, что все денежные ассигнования в пределах лимитов по статье КБК ремонт полностью освоены, проведен ремонт, не может быть признан во внимание в качестве основания к отмене решения, поскольку установлено, что имеется нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые должны быть устранения не зависимо от отсутствия лимитов денежных средств. Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Кассационная жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы кассатора сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 01 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения «Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер»-без удовлетворения Председательствующий Судьи