Дело № 33-5856/2011 судья Полтева О.П. КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Булгаковой М.В. судей Морозовой Л.В. Хакимовой О.В. при секретаре Пичугиной О.П. рассмотрев 21 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карабалиной У.У.. на решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июля 2011 года по делу по иску Карабалиной У.У.. к администрации МО Домбаровский район, администрации МО Ащебутакский сельсовет о признании незаконными действий администрации МО Ащебутакский сельсовет и администрации МО Домбаровский район, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий вдову ветерана ВОВ, об обязании администрации МО Домбаровский район отменить решение заседания комиссии по обследованию жилья и повторно рассмотреть заявление Карабалиной У.У. о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л А: Карабалиной У.У.. обратилась в суд с указанным иском, указав, что состояла в браке с К.И., ветераном ВОВ. Сама она является труженицей тыла, реабилитированной как пострадавшая от политических репрессий. Ранее проживала вместе со своей дочерью С.Д.И. в <.....>. Ее дочь С.Д.И. без ее согласия ..... сняла последнюю с регистрационного учета и также без ее согласия продала квартиру, оставив без жилья. При этом Карабалиной У.У.. никаких документов, заявлений о согласии продать квартиру, снять ее с регистрационного учета не подписывала, свои жилищные условия преднамеренно не ухудшала. Ее дочь А.Г.И. обращалась по факту незаконной продажи квартиры С.Д.И. с жалобой в прокуратуру Ленинского района г. Орска. Она как вдова участника ВОВ, труженица тыла, пострадавшая от политических репрессий, не имеющая благоустроенного жилья, обратилась в комиссию МО Домбаровский район по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир и выделения жилья инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. В марте 2011 года ее заявление было рассмотрено, ей было отказано в социальной выплате, а также рекомендовано администрации МО Ащебутакский сельсовет исключить ее из очереди нуждающихся в получении жилого помещения. Просит суд признать незаконными и необоснованными действия администрации МО Ащебутакский сельсовет по факту исключения из очереди нуждающихся в получении жилого помещения, обязать администрацию МО Ащебутакский сельсовет восстановить ее в очереди нуждающихся в получении жилого помещения как пенсионерку, реабилитированную, труженицу тыла, вдову умершего участника ВОВ. Просила суд признать незаконными и необоснованными действия администрации МО Домбаровский район, выразившиеся в отказе признать ее нуждающейся в получении жилого помещения и в рекомендации администрации МО Ащебутакский сельсовет исключить ее из указанной очереди, обязать администрацию МО Домбаровский район отменить решение заседания комиссии по обследованию жилья от 18.03.2011 года № 3, вторично рассмотреть ее заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и удовлетворить заявление в полном объеме. В судебном заседании истица Карабалина У.У. и её представители Абжалиева Г.И., Блажко П.Д. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Представители ответчиков администрации МО Ащебутакский сельсовет и администрации МО Домбаровский район в судебное заседание не явились. Решением суда в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Карабалина У.У. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г.) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2009 г. № 195-ук «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 22.03.2010 г.), постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет субвенций, поступивших из федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метров. В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ, действие поправок которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно пп. ж ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской областипо обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как следует из материалов дела и установлено судом, ..... Карабалина У.У. обратилась в администрацию МО Ащебутакский сельсовет с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении. Согласно выписке из Протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии администрации МО Ащебутакский сельсовет от ..... Карабалина У.У. в соответствии с требованиями ч.2-3 ст.ст. 49, ст. 50-52 ЖК РФ признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет. Согласно выписке из решения заседания комиссии по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир или выделения жилья инвалидам, и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ на территории МО Домбаровский район от ..... № Карабалиной У.У.. не может быть признана нуждающейся в благоустроенном жилье в соответствии со ст. 53 ЖК РФ в течение 5 лет с момента продажи квартиры, поскольку принадлежавшую ей и ее родным на праве собственности квартиру по <.....> они продали в 2009 году. Ащебутакскому сельсовету рекомендовано исключить Карабалину У.У. из очереди нуждающихся в получении жилого помещения. При этом, комиссия сослалась на выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества из Орского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области от ..... №. Согласно которой у Карабалиной У.У. с С.Е.У, С.Э.У., С.Г.У., С.Д.И. в 2009 году в совместной собственности находилась 3-х комнатная квартира в <.....>. В 2009 году вышеуказанными гражданами данная квартира была продана. Согласно выписке из решения заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Ащебутакский сельсовет от ..... Карабалина У.У. исключена из очереди нуждающихся в получении жилого помещения на основании решения заседания комиссии по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир или выделения жилья инвалидам, и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ на территории МО Домбаровский район от ..... №. Судом установлено так же, что Карабалина У.У. зарегистрирована и проживает по адресу <.....> с ...... Собственником данного указанного жилого помещения общей площадью 53 кв.м., согласно предоставленным документам, значатся А.Г.И. и А.Б.М. на основании договора приватизации от ..... №. В квартире проживают и зарегистрированы 5 человек. Учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма на территории Домбаровского района определена – 10 кв.м. Разрешая заявленные требования, суд учел, что сведений о том, что квартира, в которой истице на праве собственности принадлежала доля, была отчуждена без ее согласия, в жилищную комиссию не представлено, с заявлением о постановке ее на учет истица обратилась в декабре 2010 года, проживает в качестве члена семьи в семье дочери, обеспечена учетной нормой жилой площади. Таким образом, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для постановки Карабалиной У.У. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в иске к администрации МО Домбаровский район, администрации МО Ащебутакский. Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с продажей принадлежащей на праве собственности доли квартиры истицы и не влекут отмену решения в рамках рассматриваемого гражданского дела. Других требований Карабалина У.У. не заявляла. При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карабалиной У.У.. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1января 2005года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий.