Кассационное определение от 21 сентября 2011 года по делу № 33-5856-2011



Дело № 33-5856/2011                                                  судья Полтева О.П.

КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

     Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи                   Булгаковой М.В.

судей                                             Морозовой Л.В.

Хакимовой О.В.

при секретаре       Пичугиной О.П.

рассмотрев 21 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карабалиной У.У.. на решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июля 2011 года по делу по иску Карабалиной У.У.. к администрации МО Домбаровский район, администрации МО Ащебутакский сельсовет о признании незаконными действий администрации МО Ащебутакский сельсовет и администрации МО Домбаровский район, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий вдову ветерана ВОВ, об обязании администрации МО Домбаровский район отменить решение заседания комиссии по обследованию жилья и повторно рассмотреть заявление Карабалиной У.У. о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л А:

Карабалиной У.У.. обратилась в суд с указанным иском, указав, что состояла в браке с К.И., ветераном ВОВ. Сама она является труженицей тыла, реабилитированной как пострадавшая от политических репрессий. Ранее проживала вместе со своей дочерью С.Д.И. в <.....>. Ее дочь С.Д.И. без ее согласия ..... сняла последнюю с регистрационного учета и также без ее согласия продала квартиру, оставив без жилья. При этом Карабалиной У.У.. никаких документов, заявлений о согласии продать квартиру, снять ее с регистрационного учета не подписывала, свои жилищные условия преднамеренно не ухудшала. Ее дочь А.Г.И. обращалась по факту незаконной продажи квартиры С.Д.И. с жалобой в прокуратуру Ленинского района г. Орска. Она как вдова участника ВОВ, труженица тыла, пострадавшая от политических репрессий, не имеющая благоустроенного жилья, обратилась в комиссию МО Домбаровский район по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир и выделения жилья инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. В марте 2011 года ее заявление было рассмотрено, ей было отказано в социальной выплате, а также рекомендовано администрации МО Ащебутакский сельсовет исключить ее из очереди нуждающихся в получении жилого помещения. Просит суд признать незаконными и необоснованными действия администрации МО Ащебутакский сельсовет по факту исключения из очереди нуждающихся в получении жилого помещения, обязать администрацию МО Ащебутакский сельсовет восстановить ее в очереди нуждающихся в получении жилого помещения как пенсионерку, реабилитированную, труженицу тыла, вдову умершего участника ВОВ. Просила суд признать незаконными и необоснованными действия администрации МО Домбаровский район, выразившиеся в отказе признать ее нуждающейся в получении жилого помещения и в рекомендации администрации МО Ащебутакский сельсовет исключить ее из указанной очереди, обязать администрацию МО Домбаровский район отменить решение заседания комиссии по обследованию жилья от 18.03.2011 года № 3, вторично рассмотреть ее заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и удовлетворить заявление в полном объеме.

В судебном заседании истица Карабалина У.У. и её представители Абжалиева Г.И., Блажко П.Д. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков администрации МО Ащебутакский сельсовет и администрации МО Домбаровский район в судебное заседание не явились.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Карабалина У.У. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г.) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2009 г. № 195-ук «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 22.03.2010 г.), постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет субвенций, поступивших из федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метров.

В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ, действие поправок которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. ж ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской областипо обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан»
органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1января 2005года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий.

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ..... Карабалина У.У. обратилась в администрацию МО Ащебутакский сельсовет с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении. Согласно выписке из Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации МО Ащебутакский сельсовет от ..... Карабалина У.У. в соответствии с требованиями ч.2-3 ст.ст. 49, ст. 50-52 ЖК РФ признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет.

Согласно выписке из решения заседания комиссии по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир или выделения жилья инвалидам, и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ на территории МО Домбаровский район от ..... Карабалиной У.У.. не может быть признана нуждающейся в благоустроенном жилье в соответствии со ст. 53 ЖК РФ в течение 5 лет с момента продажи квартиры, поскольку принадлежавшую ей и ее родным на праве собственности квартиру по <.....> они продали в 2009 году. Ащебутакскому сельсовету рекомендовано исключить Карабалину У.У. из очереди нуждающихся в получении жилого помещения.

При этом, комиссия сослалась на выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества из Орского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области от ..... . Согласно которой у Карабалиной У.У. с С.Е.У, С.Э.У., С.Г.У., С.Д.И. в 2009 году в совместной собственности находилась 3-х комнатная квартира в <.....>. В 2009 году вышеуказанными гражданами данная квартира была продана.

Согласно выписке из решения заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Ащебутакский сельсовет от ..... Карабалина У.У. исключена из очереди нуждающихся в получении жилого помещения на основании решения заседания комиссии по обследованию и определению необходимости проведения ремонта частных домов, квартир или выделения жилья инвалидам, и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ на территории МО Домбаровский район от ..... .

Судом установлено так же, что Карабалина У.У. зарегистрирована и проживает по адресу <.....> с ...... Собственником данного указанного жилого помещения общей площадью 53 кв.м., согласно предоставленным документам, значатся А.Г.И. и А.Б.М. на основании договора приватизации от ..... . В квартире проживают и зарегистрированы 5 человек. Учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма на территории Домбаровского района определена – 10 кв.м.

Разрешая заявленные требования, суд учел, что сведений о том, что квартира, в которой истице на праве собственности принадлежала доля, была отчуждена без ее согласия, в жилищную комиссию не представлено, с заявлением о постановке ее на учет истица обратилась в декабре 2010 года, проживает в качестве члена семьи в семье дочери, обеспечена учетной нормой жилой площади.

Таким образом, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для постановки Карабалиной У.У. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в иске к администрации МО Домбаровский район, администрации МО Ащебутакский.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с продажей принадлежащей на праве собственности доли квартиры истицы и не влекут отмену решения в рамках рассматриваемого гражданского дела. Других требований Карабалина У.У. не заявляла.

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карабалиной У.У.. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи