судья Чадов А.А. дело № 33-6743/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Жуковой Н.В. и Кисловой Е.А., при секретаре Дороховой Т.А., рассмотрев 02 ноября 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу открытого акционерного общества «Росгосстрах» на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2011 года по гражданскому делу по иску Коноплева И.В. к открытому акционерному обществу «Росгосстрах» (далее - ОАО «Росгосстрах»), открытому акционерному обществу «Военно-страховая компания» (далее - ОАО «ВСК»), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании страхового возмещения,
заслушав судью-докладчика, объяснения Коноплева И.В., считавшего решение суда обоснованным, судебная коллегия
установила:
Коноплев И.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ОАО «Росгосстрах» указав, что в августе 2009 года через военный комиссариат Оренбургской области им были поданы документы на получение страхового обеспечения, в связи с получением <данные изъяты>, в течение одного года после окончания военной службы. 12 августа 2009 года военный комиссариат Оренбургской области направил пакет документов в ОАО «Росгосстрах». 23 декабря 2009 года истец обратился повторно. 02 февраля 2010 года истец получил письмо от 26 января 2010 года за № <данные изъяты> в котором сообщалось, что ОАО «Росгосстрах» отказывает Коноплеву И.В. в выплате страхового возмещения в виду отсутствия поступления денежных средств от Министерства обороны РФ на указанные цели. Просил суд на основании ст. 5 п.2 ФЗ № 52 взыскать с ОАО «Росгосстрах» в его пользу сумму страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей, исходя из оклада <данные изъяты> рублей (суммы должностного оклада <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей суммы оклада по воинскому званию), штраф на основании ст. 11 п.4 ФЗ № 52 в размере <данные изъяты> страховой суммы за каждый день необоснованной задержки, который составляет <данные изъяты> рубля ежедневно, исходя из просрочки в <данные изъяты> дней и расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рубля.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «ВСК» и Министерство обороны РФ.
Решением суда исковые требования истца удовлетворены частично. Суд взыскал с ОАО «Росгосстрах» в пользу Коноплева И.В. сумму страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей, штраф за необоснованную задержку выплаты страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, а всего <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении исковых требований к ОАО «ВСК» и Министерству обороны Российской Федерации отказал.
С решением суда не согласно ОАО «Росгосстрах», в жалобе ссылается на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 28 февраля 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Федеральный закон) объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Этой же нормой Федерального закона установлено, что жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежит страхованию со дня начала военной службы по день окончания ее, либо отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Согласно статье 4 Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если смерть или инвалидность наступили вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы.
При этом, страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является в том числе установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы или окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона, страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю.
Из материалов дела следует, согласно выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 29 июля 2008 года майор Коноплев И.В. начальник группы обслуживания и регламента (средств опознавания) войсковой части 95821, досрочно уволенный приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 25 августа 2006 года, в запас по состоянию здоровья, с 13 сентября 2008 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в военный комиссариат города Ясный, Ясненского, Светлинского и Домбаровского районов.
Таким образом, датой окончания военной службы Коноплева И.В. в соответствии с п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует считать 13 сентября 2008 года.
09 апреля 2009 года филиалом № 14 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Коноплеву И.В. установлена инвалидность третьей группы, причина инвалидности - заболевание полученное в период военной службы.
В августе 2009 года Коноплевым И.В. в военный комиссариат Оренбургской области были поданы документы на получении страхового обеспечения, в связи с получением инвалидности третьей группы, в течение одного года после окончания военной службы.
12 августа 2009 года Военный комиссариат Оренбургской области направил пакет документов в ОАО «Росгосстрах».
02 февраля 2010 года истец получил письмо ОАО «Росгосстрах» за № 17/7/29 от 26 января 2010 года, из которого следует, что ОАО «Росгосстрах» отказывает Коноплеву И.В. в выплате страхового возмещения в виду отсутствия поступления денежных средств от Министерства обороны РФ на указанные цели.
Суд первой инстанции обоснованно, с учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, пришел к выводу о том, что истец получил инвалидность в течение года после увольнения, инвалидность установлена в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, в связи с чем, ему полагается выплата страховой суммы в размере 25 окладов месячного содержания, установленных на день выплаты страховых сумм на основании договора страхования.
В 2008 году страховщиком по обязательному государственному страхованию военнослужащих Министерства обороны РФ, граждан, призванных на военные сборы и граждан, уволенных с военной службы из Министерства обороны РФ, связанных с их жизнью и здоровьем являлось ОАО «ВСК» на основании договора страхования от 30 декабря 2003 года.
30 декабря 2008 года между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» был заключен государственный контракт № на оказание услуг в 2009 году по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы.
29 июня 2009 года между ОАО «Росгосстрах», с одной стороны, и Министерством обороны РФ, с другой стороны, было заключено Дополнительное соглашение к Государственному контракту № от 30 декабря 2008 года, по условиям которого, страховщик ОАО «Росгосстрах» принял на себя обязанности по оказанию в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Так, страховщик помимо страховых случаев, предусмотренных государственным контрактом (пункт 3.1) производит выплаты страховых сумм по страховым случаям, предусмотренным абзацами 2 и 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 28 февраля 1998 года N 52-ФЗ в отношении граждан, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, если гибель или инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года. При этом, срок выплат установлен до 31 декабря 2009 года.
Таким образом, обязанность по выплате страхового возмещения истцу правомерно возложена судом первой инстанции на ответчика ОАО «Росгосстрах».
Учитывая справку Военного комиссариата Оренбургской области от 24 августа 2011 года о размере оклада Коноплева И.В. по должности и воинскому званию, суд произвел свой расчет страхового возмещения и обоснованно взыскал с ОАО «Росгосстрах» в пользу Коноплева И.В., в силу п.5 Федерального закона страховое возмещение в сумме <данные изъяты> рублей.
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона, установлен 15-дневный срок, в течение которого страховщик обязан принять решение об осуществлении страховой выплаты. В случае неисполнения в установленной срок возложенной на страховщика обязанности законодатель допускает возможность наложения на него дополнительного обременения в виде штрафа. Штраф подлежит выплате за счет собственных средств страховщика в размере 1% от страховой суммы за каждый день просрочки.
Удовлетворяя требование Коноплева И.В. о взыскании штрафа, суд, установив, что обязательство по выплате страхового возмещения до настоящего времени не исполнено, пришел к выводу об обоснованности требования истца о взыскании штрафа. При определении размера штрафа, взыскиваемого по основаниям пункта 4 статьи 11 Федерального закона, суд применил положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к правильному выводу о возможности уменьшения размера до 150 000 рублей с учетом фактических обстоятельств дела, причин и длительности неисполнения обязательства, требований о соразмерности взыскиваемых штрафных санкций последствиям нарушения обязательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца предъявляемых к ОАО «ВСК» и Министерству обороны РФ.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не может признать обоснованными доводы кассатора о том, что истец был уволен с военной службы к моменту начала действия Госконтракта, а потому его условия на него не распространяются, кроме того, Министерство обороны РФ не перечислило на счет ОАО «Росгосстрах» сумму страховой выплаты, причитающуюся Коноплеву И.В., в связи с чем, суд необоснованно взыскал страховое возмещение с ответчика. Как верно указано судом в решении, страховой случай имел место в период действия договора страхования заключенного между Министерством обороны РФ ОАО «Росгосстрах». Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защиту имущественных прав.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией признаются несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Между тем, удовлетворяя требования истца о возмещении расходов по уплате государственной пошлины, суд неверно произвел расчет государственной пошлины в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, взысканной с ответчика в пользу истца. В связи с чем, решение суда в части взыскания с ответчика расходов по оплате госпошлины подлежит изменению, а именно судебная коллегия считает необходимым взыскать с ОАО «Росгосстрах» в пользу истца государственную пошлину, исходя из удовлетворенных судом требований в размере 6 406,75 рублей, а в остальной части решение суда оставить без изменения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2011 года по данному делу изменить в части взыскания государственной пошлины, а именно взыскать с открытого акционерного общества «Росгосстрах» в пользу Коноплева И.В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубле, в остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Росгосстрах» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: