судья Расчупко Е.И. Дело № 33-6763/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Жуковой Н.В. и Кисловой Е.А., с участием прокурора Христич Т.В., при секретаре Дороховой Т.А., рассмотрев 02 ноября 2011 года в г. Оренбурге по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года по делу по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,
заслушав судью-докладчика, прокурора, считавшего решение суда обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В связи с тем, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать ответчика не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Суд привлек к участию в деле третьими лицами администрацию Переволоцкого района Оренбургской области, Территориальное Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области ФИО6 в судебном заседании требования прокурора признал частично.
Представитель третьего лица администрации Переволоцкого района ФИО11 действующая по доверенности от 08.06.2011 года, возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО8, действующая по доверенности от 30.03.2011 года, поддержала требования прокурора.
Решением суда иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации МО Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Администрация МО Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обязана в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Глава администрации МО Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 1.6. СанПиН 42-128-4690-88 в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы.
Исходя из п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с п.п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Согласно п.п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Судом установлено, что, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории с. Кичкасс, с. Габдрафиково, с. Долиновка Переволоцкого района должна производиться ответчиком с соблюдением требований п.п. 1.2., 1.6., 2.1.3., 2.2.1.-2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, в связи с чем, принятое судом решение, обязывающее администрацию МО Кичкасский сельсовет Переволоцкого района, совершить указанные действия, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что не доказано бездействие администрации МО Кичкасский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. Так, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории муниципального образования отсутствуют мусоросборные контейнеры и урны, а также специальные площадки для размещения контейнеров, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением, доказательств опровергающих указанные обстоятельства суду представлено не было.
Другие доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и собранных по делу доказательств, оснований для переоценки которых, не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: