Судья Расчупко Е.И. № 33-6639-2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2011 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей Федотовой Л.Б. и Морозовой Л.В.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре Баловневой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абрамовский сельсовет Переволоцкого района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Абрамовский сельсовет Переволоцкого района на решение Переволоцкого районного суда от 08 сентября 2011 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. В обоснование заявленных требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проверки установлено, что МО Абрамовский сельсовет состоит из 1 населенного пункта: с. Абрамовка. Численность населения МО Абрамовский сельсовет составляет 334 человека. Населенный пункт с. Абрамовка состоит из 9 улиц. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Абрамовский сельсовет в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1, 1.2.,2.1.1, 21.2., 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2. ). Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
Несоблюдение администрацией МО требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО, что является нарушением ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Просил признать незаконным бездействие администрации МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории МО. Обязать администрацию МО Абрамовский сельсовет не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 25 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Переволоцкого района Оренбургской области и Территориальное Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор).
В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. исковые требования подержал, просил установить срок для исполнения заявленных требований до 01.06.2012 года.
Глава администрации муниципального образования Абрамовский сельсовет Яковлев П.В. требования прокурора признал частично.
Представитель привлеченной в качестве третьего лица Администрации Переволоцкого района - Терехова Е.Н. требования прокурора не признала.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области Клещукова И.И., поддержала требования прокурора.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации МО Абрамовский сельсовет по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложена обязанность на администрацию МО Абрамовский сельсовет в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Администрация МО Абрамовский сельсовет просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение процессуального законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях МО осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Уставом муниципального образования Абрамовский сельсовет (п.17 ч.1 ст. 5) закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
Положением «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Абрамовский сельсовет» утвержденным решением №26 от 30.09.2006 года Совета депутатов МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области закреплены полномочия органа местного самоуправления в решении вопросов по организации деятельности в области обращения с отходами на территории поселения, а именно п. 2.1. предусмотрены полномочия по определению порядка сбора отходов на территории поселения в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области окружающей среды и здоровья человека; пунктом 2.5. закреплено, что администрация МО определяет предельные сроки вывоза бытовых отходов.
Постановлением №8-п от 16.06.2010 года администрации МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района «Об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории МО Абрамовский сельсовет» закреплены мероприятия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории МО Абрамовский сельсовет (л.д. 20).
Из материалов дела усматривается, что ответчиком указанные требования не исполняются: в с. Абрамовка не организован сбор и вывоз бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки и порядок их обслуживания, на улицах урны не выставлены.
Неисполнение ответчиком требований по организации сбора и вывоза мусора и твердых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся на территории Абрамовского сельсовета, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия Администрации МО Абрамовский сельсовет в части согласования с администрацией МО Переволоцкий район и Роспотребнадзор организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.
Коллегией не принимается во внимание довод кассационной жалобы о том, что бездействие со стороны администрации МО Абрамовский сельсовет отсутствует, так как факт принятия советом депутатов решения об учреждении межмуниципального хозяйственного общества нашел свое отражение на стадии производства по делу, что подтверждает бездействие администрации на протяжении времени, предшествующего подаче искового заявления.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию кассатором норм действующего законодательства и к переоценке представленных доказательств.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами кассационной жалобы не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО Абрамовский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: