Судья Донцова Ю.И. Дело № 33-6509/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Морозовой Л.В.,
Чингири Т.П.,
при секретаре Сапрыкиной М.С.,
рассмотрела 19 октября 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Бондаренко А.П. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 августа 2011 года по заявлению Бондаренко А.П. о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481 «О назначении Саргсян Ш.Г. опекуном над недееспособным Бондаренко И.А.», которым суд оставил заявление без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя заявителя Кирпичева С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего решение суда отменить, представителей заинтересованного лица Коржова П.Н. и Горовича А.И., возражавших против доводов жалобы и просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Бондаренко А.П. обратилась в суд с названным выше заявлением, указав на следующие обстоятельства. Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481 гражданка Саргсян Ш.Г., проживающая по адресу <адрес>, назначена опекуном Бондаренко И.А. Полагает, что указанное решение Министерства социального развития Оренбургской области не соответствует законодательству в связи с тем, что решение Ленинского районного суда г. Оренбурга о признании недееспособным Бондаренко И.А. от 08 февраля 2011 года вынесено незаконно. В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. Однако, заинтересованное лицо, а именно супруга Бондаренко И.А. – Бондаренко А.П., хоть и была привлечена, однако надлежащим образом не извещалась, в судебных заседаниях участия не принимала, т.к. повестки в суд не получала, о решении суда узнала только после вступления данного решения в законную силу.
Заявитель, ссылаясь на п. 1 ст. 35 ГК РФ и ст.ст. 254-256 ГПК РФ просила признать распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481 о назначении Саргсян Ш.Г. опекуном Бондаренко И.А. недействительным.
Впоследствии заявитель свое заявление уточнила и, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 года № 927, ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», ст.ст. 1-3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ч.ч. 1, 3 ст. 35 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 254-256 ГПК РФ, просила отменить распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481 о назначении Саргсян Ш.Г. опекуном над недееспособным Бондаренко И.А., признав его незаконным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Оренбургской области Коржов П.Н., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражал.
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе Бондаренко А.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 35 ГК РФ и ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке в течение месяца, с момента когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки над гражданином.
Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные граждане, не имеющие судимости. Опекун и попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно – и желание подопечного.
Назначение опекуна может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года № 927 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 февраля 2011 года Бондаренко И.А., 1931 года рождения, признан недееспособным.
Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области № 481 от 14 апреля 2011 года утверждено в интересах недееспособного Бондаренко И.А. назначение опекуном Саргсян Ш.Г..
Из дела № 1585/03 больного Бондаренко И.А., которое исследовалось в судебном заседании, следует, что в нем имеется заявление Саргсян Ш.Г. с просьбой назначить ее опекуном Бондаренко И.А., автобиография, ее характеристика с места жительства, справки о том, что она не состоит на учете у психиатра и нарколога, о составе семьи, сведения об отсутствии судимости, акт социально-бытового обследования на дому недееспособного пациента и другие документы.
Из указанных документов, из объяснений представителей органа опеки и попечительства в судебном заседании и других документов, имеющихся в материалах дела, следует, что Бондаренко А.И. признан инвалидом в 1997 году, по состоянию здоровья он не способен к самообслуживанию и нуждается в постоянном постороннем уходе и надзоре, он не в состоянии самостоятельно совершать простейшие гигиенические процедуры. В течение последних пяти лет с ним проживает и осуществляет уход Саргсян Ш.Г., которую соседи характеризуют положительно.
Бондаренко А.И. состоит в браке с Бондаренко А.П., однако она проживает отдельно и в течение многих лет не принимает участия в жизни мужа.
На момент принятия решения о назначении Саргсян Ш.Г. опекуном Бондаренко А.И. его супруга Бондаренко А.П. с заявлением о назначении ее опекуном не обращалась.
При таких обстоятельствах орган опеки и попечительства обоснованно пришел к выводу о том, что Саргсян Ш.Г. способна к выполнению обязанностей опекуна и назначил ее опекуном Бондаренко И.А.
Доводы Бондаренко А.П. о том, что Саргсян Ш.Г. по своим нравственным и личным качествам не может выполнять обязанности опекуна, обоснованными признать нельзя.
То обстоятельство, что Саргсян Ш.Г. не работает, имеет малолетнего ребенка, беременна, не является препятствием для осуществления опекунских обязанностей.
Ошибки, допущенные в документах, представленных Саргсян Ш.Г., а также отсутствие таких документов как справка о доходах Саргсян Ш.Г., акт обследования условий жизни опекуна, справка о состоянии ее здоровья, справка о прохождении специальной подготовки, документ об ознакомлении с правами и обязанностями опекуна не может быть признано достаточным основанием для признания незаконным решения о назначении Саргсян Ш.Г. опекуном, поскольку из представленных документов следует, что она последние пять лет фактически проживает вместе с Бондаренко И.А., постоянного места работы не имеет, заболеваний, препятствующих назначению в качестве опекуна у Саргсян Ш.Г. не имеется, о чем свидетельствуют справки, представленные ею от врача врача-психиатра и врача-нарколога.
Утверждение Бондаренко А.П. о том, что Саргсян Ш.Г. избивала Бондаренко И.А., не подтверждено какими-либо доказательствами, поэтому не может являться основанием для признания незаконным распоряжения о назначении Саргсян Ш.Г. опекуном.
Довод о том, что при назначении опекуна не было учтено мнение Бондаренко И.А., не может быть принят во внимание. Согласно ст. 35 ГК РФ желание подопечного учитывается в том случае, если имеется такая возможность.
Между тем, из представленных документов следует, что Бондаренко И.А. признан недееспособным в связи с наличием у него хронического психического заболевания, в связи с которым он не может понимать значение своих действий и руководить ими. Поэтому возможность учета желания Бондаренко И.А. отсутствовала. Вместе с тем органами опеки и попечительства учитывался тот факт, что Сагсян Ш.Г. стала проживать в квартире и ухаживать за Бондаренко И.А. с его согласия до признания его недееспособным.
Доводы Бондаренко А.П. о том, что она имела преимущественное право быть опекуном Бондаренко И.А. перед всеми другими лицами, не могут являться основанием для признания недействительным распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481, так как на момент издания этого распоряжения Бондаренко А.П. не обращалась с заявлением о назначении ее опекуном и иным образом не выражала своего желания стать опекуном Бондаренко И.А.
Кроме того, назначение опекуном Саргсян Ш.Г. не лишает Бондаренко А.П. права обратиться с заявлением о назначении ее опекуном Бондаренко И.А., а также оспорить решение при отказе в назначении ее опекуном.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд необоснованно отказал в ходатайстве о допросе в качестве свидетеля социального работника А., не может являться основанием для отмены решения суда, так как обстоятельства, касающиеся составления акта обследования на дому недееспособного пациента, для подтверждения которых заявлялось ходатайство о допросе свидетеля, не имеют значения для дела.
С учетом изложенного суд принял правильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявления Бондаренко А.П. о признании распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области от 14 апреля 2011 года № 481 «О назначении Саргсян Ш.Г. опекуном над недееспособным Бондаренко И.А.».
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи