Определение от 26.10.2011 г. по делу № 33-6650/2011



Судья Мругова Л.К.                                                                    дело № 33-6650/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2011 года                                                                                   г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Чердынцевой В.Г, Жуковой Н.В., при секретаре Пичугиной О.П., с участием прокурора Христич Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании

частную жалобу Правительства Оренбургской области

на определение Илекского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2011 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства

по делу по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красноярский сельсовет по принятию мер к обращению к Правительству Оренбургской области по вопросу выделения средств на благоустройство и содержание скотомогильника.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н., поддержавшего доводы частной жалобы, заключение прокурора, полагавшего определение суда законным, судебная коллегия

установила:

решением Илекского районного суда Оренбургской области от 14 июля 2011 года исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области были удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам, утилизации и уничтожения биологических отходов Ямы Беккари, находящейся на территории муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области и обязал правительство Оренбургской области привести Яму Беккари в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарным правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Решение в кассационном порядке обжаловано не было и вступило в законную силу 29.07.2011 года.

16.08.2011 года Правительство Оренбургской области обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения на срок до 01.07.2012 года, указав, что исполнение судебного решения в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства невозможно, так как процесс приведения скотомогильника в надлежащее состояние требует длительного времени, связан с определением судьбы имущества по его балансовой принадлежности, с внесением в органы законодательной власти области предложений о наделении органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями, внесением изменений в бюджет области на текущий и перспективные годы, что также требует соблюдения процессуальных норм и связано с определенными временными промежутками. На день обращения с заявлением проект Постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы согласован со всеми заинтересованными структурами и передан на рассмотрение в Правительство Оренбургской области. Правительство Оренбургской области просило суд отсрочить исполнение судебного решения до 01.07.2012 года и приостановить исполнительное производство № 14786/11/03/56 от 03.08.2011 года, возбужденное в отношении Правительства Оренбургской области.

Определением Илекского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2011 года Правительству Оренбургской области отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Илекского районного суда Оренбургской области от 14 июля 2011 года и приостановлении исполнительного производства.

В частной жалобе Правительство Оренбургской области просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Отсрочка представляет собой отложение судом исполнения решения и перенос по собственному усмотрению срока его исполнения на более поздний по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом.

Отказывая Правительству Оренбургской области в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что по смыслу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сроки судебного разбирательства по гражданским делам заканчиваются в момент исполнения судебного акта, поэтому длительное не исполнение судебного решения противоречит общим принципам правосудия, а также указал, что заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он согласуется с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которому при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

Согласно правовым позициям, выработанным Европейским судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, суд также обоснованно сослался на то, что несвоевременное исполнение решения создает угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний на территории муниципального образования, тогда как в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Учитывая изложенное, оснований для отмены определения Илекского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2011 года не усматривается.

Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Илекского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2011 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи