Судья Расчупко Е.И. Дело № 33-6768/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 02 ноября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Чердынцевой В.Г., Петерс И.А., с участием прокурора Кобзарь А.П. при секретаре Баловневой О.А. в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.
Заслушав доклад, проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеров не установлены, на улицах муниципального образования урны не выставлены, организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями. Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полагал, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования; а также обязать ответчика не позднее 01.12.2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов; принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
В судебном заседании заместитель прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры Турыгин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области Мустафина А.Х. в судебном заседании требования прокурора признала частично.
Представитель третьего лица администрации Переволоцкого района Оренбургской области Терехова Е.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Клещукова И.И., действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержала.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворено. Данным решением суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Этим же решением суд обязал администрацию муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до 01.06.2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Глава администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Данная обязанность также закреплена в подпункте 18 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования Кариновский сельсовет и в пункте 2 Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Кариновский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов МО Кариновский сельсовет от 20.09.2006 года № 15.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В силу п. 1.6. СанПиН 42-128-4690-88 в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
На основании п.п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п.п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Судом установлено, что Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Кариновского сельсовета Переволоцкого района ответчиком не соблюдаются требования п.п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1.-2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88.
Поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться должным образом, в том числе с соблюдением требований п.п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1.-2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что не доказано бездействие администрации муниципального образования Кариновский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования отсутствуют мусоросборные контейнеры и урны, а также специальные площадки для размещения контейнеров, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Кариновского сельсовета Мустафиной А.Х. Таким образом, сбор и вывоз мусора и бытовых отходов на территории поселения не соответствует вышеуказанным санитарным нормам и правилам.
Другие доводы кассационной жалобы о необоснованности судебного решения нельзя признать состоятельными. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания её неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда в соответствии со статьей 362 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361-366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: