Кассационное определение от 09.11.2011г. по делу №33-6997/2011



Судья Радаева О.И.                                                                                              № 33-6997/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2011 года                                                                                                   г. Оренбург

    Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Капустиной Н.И.,

судей Федотовой Л.Б. и Коваленко А.И.,

           с участием прокурора Омельченко Л.В.,

           при секретаре Чижове Д.А.,

           рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах Иконникова В.С. к администрации г. Орска о признании незаконным бездействия администрации г. Орска и предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе администрации г. Орска на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 16 августа 2011 года, которым исковые требования прокурора Советского района г. Орска удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., объяснения представителя правительства Оренбургской области Нудельман М.М., заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

    Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Иконникова В.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения к администрации г. Орска о признании незаконным бездействия администрации г. Орска и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется жилищным отделом администрации г. Орска, которым ведется учет таких граждан, нуждающихся в обеспечении жильем. Иконников В.С. стоит на учете в жилищном отделе администрации г. Орска с ДД.ММ.ГГГГ для получения жилья во внеочередном порядке. На основании распоряжения главы администрации Октябрьского района г. Орска Н.М. Тарасова от ДД.ММ.ГГГГ Иконников В.С. был определен в детский дом. Согласно справке директора Оренбургского санаторного Дома детства Иконников В.С. являлся воспитанником указанного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с дипломом ГОУ НПО «<данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ, Иконников В.С. окончил указанное учебное заведение по профессии «<данные изъяты>». Согласно свидетельству о месте пребывания от 17..07.2008 года Иконников В.С. имеет регистрацию в г. Орске в общежитии по <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания обучения в учреждении профессионального образования ГОУ НПО <данные изъяты> Иконников В.С. не был обеспечен жильем. Иконников В.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с решением Кувандыкского районного суда от 04.05.2005 года И.С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, лишен родительских прав в отношении Иконникова В.С. Согласно решению Гайского городского суда от 01.08.2001 года И.Г.А. (мать Иконникова В.С.) признана безвестно отсутствующей. Положения федерального законодательства органами исполнительной власти не исполняются надлежащим образом. Иконников В.С. неоднократно обращался в Жилищный отдел Администрации г. Орска по вопросу обеспечения жильем, поскольку он является сиротой, не имеет жилья, ему негде жить, вынужден проживать у знакомых, друзей. В жилищном отделе ему пояснили, что в настоящее время он не может быть обеспечен жильем. В настоящее время он состоит на учете в центре занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен статус безработного. Не имеет материальной возможности снимать квартиру. В результате бездействия администрации г. Орска Иконников В.С. оказался лишенным возможности получения жилья до настоящего времени. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления помещения. Иконников В.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория детей должна быть обеспечена жильем после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Просил обязать администрацию г. Орска предоставить по договору социального найма Иконникову В.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средства областного бюджета.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орска Пронина Т.С. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - администрации г. Орска - Курманчук С.С. исковые требования не признал.

Истец Иконников В.С. и представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 16 августа 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд постановил обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Иконникову В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области.

В кассационной жалобе Администрация г. Орска Оренбургской области считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, ссылается на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, просит решение Октябрьского районного суда г. Орска от 16.08.2011 года отменить полностью и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что Иконников В.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решениями Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 04 мая 2005 года и Гайского городского суда Оренбургской области от 01 августа 2001 года мать истца – И.Г.А. признана безвестно отсутствующей, отец истца – И.С.В. лишен родительских прав. В соответствии с имеющейся в материалах дела справкой отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска Иконников В.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году закончил <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>. На основании решения городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Иконников В.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, данное обстоятельство следует и из ответа жилищного отдела администрации г. Орска. Иконников В.С. прошел службу в рядах Вооруженных Сил РФ. Согласно сведениям Росреестра по Оренбургской области и ГУП «ОЦИиОН» Иконникову В.С. на праве собственности недвижимое имущество не принадлежит.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского обеспечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение, а так же в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Иконников В.С. относится к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Поскольку в настоящее время Иконникову В.С. жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление жилого помещения в данном случае возможно только при условии финансирования из бюджета субъекта РФ, выполнение обязательства по предоставлению жилья зависит от объема субвенций, органы местного самоуправления в данном случае несут ответственность в пределах выделенных материальных ресурсов в соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура предоставления жилья носит длительный характер, - не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по сути решения, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.

Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Довод администрации г. Орска в кассационной жалобе о том, что помещения в муниципальную собственность не приобретались ввиду отсутствия финансирования из областного бюджета, коллегия признает также несостоятельным.

Довод кассационной жалобы о том, что Иконников В.С. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список по внеочередному предоставлению жилья не обращался, не соответствует действительности, так как Иконников В.С. неоднократно обращался в жилищный отдел администрации г. Орска. С заявлением о внеочередном предоставлении жилья Иконников В.С. обратился в ДД.ММ.ГГГГ, но гарантированные Иконникову В.С. законодательством права по внеочередному обеспечению жильем Администрацией г. Орска реализованы не были.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении обязанности на администрацию г.Орска предоставить Иконникову В.С. жилое помещение во внеочередном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

дополнить резолютивную часть решения Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 августа 2011 года, указав о возложении обязанности на администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Иконникову В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, во внеочередном порядке.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Орска от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: