Определение от 30.11.2011 года № 33-7431/2011



    Судья: Белова Л.В.                                                             Дело № 33-7431/2011

                                                   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

    судей областного суда Жуковой Н.В., Хакимовой О.В.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

рассмотрела 30 ноября 2011 года в открытом судебном заседании дело по частной жалобе судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. на определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2011 года об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении срока на обжалование решения суда.

Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. - Филиппову О.Д., действующую на основании доверенности от 14 июня 2011 года, просившую определение суда отменить, проверив материалы дела и доводы частной жалобы, судебная коллегия

                    установила:

Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 июля 2011 года признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. о взыскании исполнительского сбора от 4 июля 2011 года. Этим же решением суда приостановлено исполнительное производство № 10329/11/03/56.

Не согласившись с таким решением суда представитель судебного пристава-исполнителя Серебрякова В.Н. обратилась в суд с кассационной жалобой, к которой было приложено ходатайство о восстановлении срока на обжалование состоявшегося судебного решения.

В обоснование уважительности причин пропуска срока заявитель указывала, что в рассмотрении дела участия не принимала и что решение суда в адрес МО СП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области поступило только 5 августа 2011 года.

В судебном заседании представитель администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области Вдовина Е.Ф., действующая на основании доверенности от 10 ноября 2010 года, с заявленным ходатайством не согласилась.

Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2011 года ходатайство представителя судебного пристава-исполнителя о восстановлении срока для обжалования решения суда оставлено без удовлетворения.

С таким определением суда судебный пристав-исполнитель МО СП по ИОИП УФССП Гредасова О.А. не согласна и в своей частной жалобе просит его отменить, как постановленного в нарушении норм процессуального права.

Судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене на основании следующего.

Отказывая судебному приставу-исполнителю в восстановлении пропущенного процессуального срока, суд руководствовался требованиями ст.338 и части 1 ст. 112 ГПК РФ и указал, что нарушение установленных законом сроков на обжалование решения суда ввиду большого объёма работы и загруженности уважительными причинами не являются, а других доказательств несвоевременного обращения в суд с кассационной жалобой кассатор не представил.

Между тем с таким применением норм процессуального права согласиться нельзя.

Согласно ст. 338 ГПК РФ кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В силу части 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что решение суда от 25 июля 2011 года в окончательной форме было изготовлено 29 июля 2011 года (л.д. 26).

Судебному приставу-исполнителю, не присутствовавшему при рассмотрении дела, копия решения суда направлялась 2 августа 2011 года (л.д. 27), и была получена адресатом 5 августа 2011 года (л.д. 28).

Кассационная жалоба судебного пристава-исполнителя, поступившая в суд 12 августа 2011 года, была подана 10 августа 2011 года, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте (л.д. 33), то есть с пропуском на 2 дня срока, установленного ст. 338 ГПК РФ.

Поскольку незначительное нарушение десятидневного срока на обжалование решения суда было вызвано поздним получением копии судебного решения, то есть уважительной причиной, то судебная коллегия полагает необходимым определение суда отменить, и восстановить судебному приставу-исполнителю Гредасовой О.А. срок для подачи кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2011 года отменить и восстановить судебному приставу-исполнителю МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. срок на подачу кассационной жалобы на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 июля 2011 года.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Чиркова Н.П.                                                          Дело № 33-7431/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Жуковой Н.В., Хакимовой О.В.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

рассмотрев 30 ноября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 июля 2011 года по гражданскому делу по заявлению администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. - Филиппову О.Д., действующую на основании доверенности от 14 июня 2011 года, просившую решение суда отменить, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

    установила:

Администрация МО Кувандыкский район Оренбургской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. от 4 июля 2011 года о взыскании с исполнительского сбора и приостановлении исполнительного производства № 10329/11/03/56.

В обоснование своих требований заявитель указывал, что 16 июня 2011 года администрацией было получено постановление о возбуждении исполнительного производства № 10329/11/03/56, которым на неё возложена обязанность предоставить Васильевой Н.А. вне очереди жилое помещение, жилой площадью не менее 33 кв.м. Этим же постановлением установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

4 июля 2011 года судебным приставом-исполнителем Гредасовой О.А. было вынесено оспариваемое постановление, которым с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей, мотивированное тем, что в установленный срок в добровольном порядке требования не исполнены, доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения решения суда не представлено.

С постановлением о взыскании исполнительного сбора администрация не согласна и считает, что оно вынесено без учета вины должника. Так, в целях исполнения решения суда был организован аукцион по приобретению жилого помещения, который не состоялся не по вине администрации. В настоящее время ведётся поиск единственного поставщика для дальнейшего направления в Министерство финансов Оренбургской области ходатайства о согласовании решения заказчика о размещении заказа у единственного поставщика.

Кроме того, действующим законодательством установлен определённый порядок приобретения жилых помещений для государственных и муниципальных нужд. В ином порядке приобретение такого жилья невозможен. Следовательно, исполнение требований исполнительных документов в пятидневный срок не возможно.

Также в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» не указаны уважительные и неуважительные причины, не содержится критериев и условий наложения ответственности виде исполнительского сбора.

При этом в силу п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ судебный пристав-исполнитель не вправе обратить взыскание на средства бюджета муниципального образования.

Решением Кувандыкского районного суда от 25 июля 2011 года заявление администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. от 4 июля 2011 года о взыскании с исполнительского сбора, а исполнительное производство № 10329/11/03/56и приостановлено.

С таким решением суда судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасова О.А. не согласна и в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.

Удовлетворяя заявление администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области и признавая постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, суд исходил из того, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, в связи с чем взыскание с администрации каких-либо штрафов, в том числе и исполнительского сбора, может осуществляться только на основании судебного акта.

Между тем судебная коллегия не может признать данные выводы законными по следующим основаниям.

Согласно части 2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда его принудительное исполнение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу ст. 2 указанного Закона задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 ст. 105 данного Закона в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При этом, согласно положениям частей 2, 3 ст. 112 указанного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. от 9 июня 2011 года возбуждено исполнительное производство №10329/11/03/56 о возложении на администрацию МО Кувандыкский район Оренбургской области обязанности предоставить Васильевой Н.А. за счёт средств субъекта Российской Федерации вне очереди жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. Должнику в течение 5 дней со дня получения данного постановления предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. от 4 июля 2011 года с администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области взыскан исполнительский сбор, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа он исполнен не был.

Оценив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что с учётом положений ст.ст. 239, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, взыскание с администрации, являющейся бюджетной организацией, исполнительского сбора невозможно.

Между тем данный вывод суда не основан на законе, так как Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит положений, которые бы устанавливали невозможность взыскания исполнительского сбора с бюджетных организаций. Законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований неимущественного характера в зависимости от субъектного состава участников исполнительного производства.

Кроме того, суд не учел, что соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление предоставленных им государственных полномочий.

Поскольку администрация МО Кувандыкский район Оренбургской области добровольно требования исполнительного документа не исполнила и об уважительных причинах неисполнения судебному приставу-исполнителю не сообщила, судебный пристав-исполнитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованно применил к должнику санкцию штрафного характера в виде взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ в связи с нарушением норм материального права.

Исходя из того, что все имеющие существенное значение для дела обстоятельства установлены на основании представленных в материалы дела документов, постановление о взыскании исполнительского сбора, соответствует требованиям закона, вынесено в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. от 4 июля 2011 года о взыскании с исполнительского сбора и о приостановлении исполнительного производства № 10329/11/03/56 - отказать.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 июля 2011 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава исполнителя МО СП по ИОИП УФССП Гредасовой О.А. от 4 июля 2011 года о взыскании с исполнительского сбора и приостановлении исполнительного производства № 10329/11/03/56 – отказать.

Председательствующий:

Судьи: