Кассационное определение от 07.12.2011 года № 33-7516/2011



Судья: Никитина А.И.                           Дело № 33-7516/2011

            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Васильева Ф.И.,

судей областного суда Имамова Ю.М., Раковского В.В.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрела 7 декабря 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орского городского Совета депутатов на решение Октябрьского районного суда г.Орска от 10 октября 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Ленинского района г.Орска о признании частично недействующим решения Орского городского Совета депутатов от 10 мая 2011 года № 9-122 «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 8 мая 2009 года № 51-877 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации города Орска и оплате проживания сопровождающего лица».

    Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Орского городского Совета депутатов Хохлова В.В., просившего решение суда отменить, прокурора Омельченко Л.В., просившую в удовлетворении кассационной жалобы отказать, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

                    установила:

    Прокурор Ленинского района г.Орска обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что 10 мая 2011 года Орским городским Советом депутатов принято решение № 9-122 «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 8 мая 2009 года № 51-877 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации города Орска и оплате проживания сопровождающего лица», которое является муниципальным нормативным правовым актом и опубликовано в газете «Орская газета № 36 (617) 13 мая 2011 года.

    В разделе 3 данного решения установлено: 1. Право на оплату проживания сопровождающего лица, направленного на лечение (реабилитацию) по квоте Министерства здравоохранения Оренбургской области за пределы Оренбургской области, имеют лица, получившие квоту на лечение (реабилитацию) за пределы Оренбургской области от Министерства здравоохранения Оренбургской области на основании счета, выставленного управлению здравоохранения администрации города Орска.

    2. счет на имя управления здравоохранения выставляется соответствующим лечебно-профилактическим учреждением на основании гарантийного письма.

    3. Оплата производится в пределах средств, выделенных управлению здравоохранения на иногороднее лечение.

    При этом вносимыми изменениями не установлено, где именно (отель, мотель, гостиница, пансионат, санаторий и др.) должно (может) проживать лицо, сопровождающее ребенка, для оплаты какого проживания; не определен порядок составления и направления в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гарантийного письма (не установлено, кто и в какие сроки составляет и направляет письмо, не определено, что подлежит указанию в таком письме); не предусмотрен порядок расходования денежных средств, их размер, порядок расходования и очередность их выплаты, в случае, если общая сумма заявок на оплату проживания сопровождающих детей лиц, превысит предельный размер бюджетных средств, выделенных на иногороднее лечение.

    По мнению прокурора указанные обстоятельства являются коррупциогенными факторами и противоречат требованиям Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273_ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», поскольку устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются неопределенными, трудновыполнимыми и обременительными для граждан и организаций.

    В судебном заседании участвующий в деле прокурор Малков С.А. просил заявление удовлетворить, представитель Орского городского Совета депутатов Поливко Е.А. с требованиями прокурора не согласилась.

    Решением суда заявление прокурора удовлетворено и пункт 1.2 вышеуказанного решения Орского городского Совета депутатов признано недействующим.

    С таким решением суда не согласен Орского городского Совета депутатов, в кассационной жалобе которого поставлен вопрос о его отмене, как незаконное и необоснованное.

    Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

    Из содержания части 1 ст.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а следовательно и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий.

    В соответствии с частью 5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не могут противоречить федеральным законам.

    По смыслу Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяющего основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

    Удовлетворяя заявление прокурора суд правильно указал, что решение Орского городского Совета депутатов в оспариваемой части не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.

    Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку неопределенность содержания нормативного правового акта допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе его применения, может привести к произвольному толкованию его норм и позволяет давать субъективную оценку возникающим в конкретном случае обстоятельствам, что приводит к нарушению принципов равенства всех перед законом и является коррупциогенным фактором.

    С доводами кассационной жалобы Орского городского Совета депутатов судебная коллегия не соглашается, поскольку выводы суда являются правильными, сделаны на основе анализа норм действующего законодательства и положений оспариваемого нормативного правового акта.

    Ссылка на то, что основной порядок, регламентирующий порядок финансирования и осуществления выплат при направлении детей на лечение или консультацию с сопровождающими лицами установлен в решении от 8 мая 2009 года № 51-877 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации города Орска и оплате проживания сопровождающего лица» является несостоятельной, поскольку оспариваемым решением раздел 3 ранее действующего решения «Оплата проживания сопровождающего лица и ребенка, направленного на лечение в ГУ Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н. Бакулева РАМН» изложен в новой редакции. Другие нормы этого решения не определяют порядок оплаты проживания сопровождающего лица и ребенка в лечебно-профилактическом учреждении.

    Кроме того, ранее действующая редакция определяла такой порядок только при направлении сопровождающего лица и ребенка в ГУ Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н. Бакулева РАМН». В новой редакции решение Орского городского Совета депутатов такого ограничения не имеет и подлежит применению во всех случаях направления сопровождающего лица и ребенка в лечебно-профилактическое учреждение.

    С учетом изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

    Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                    определила:

    решение Октябрьского районного суда г.Орска от 10 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Орского городского Совета депутатов – без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи: