Кассационное определение от 19.10.2011 года № 33-6553/2011



Дело № 33-6553/11                                                                   судья Бредихина И.В.

К а с с а ц и о н н о е    о п р е д е л е н и е

         Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда

в составе председательствующего судьи Малкова А.И.,

судей Чердынцевой В.Г., Хакимовой О.В.,

    при секретаре Лабузовой Е.В.,

    с участием прокурора Кобзарь А.П.,

рассмотрев 19 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кулагинский сельсовет» на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 09 сентября 2011 года по делу по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кулагинский сельсовет» о признании незаконным бездействия,

                                                   у с т а н о в и л а

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что входе проведенной проверки установлено, что на территории Кулагинского сельского совета Новосергиевского района на реке Кинделька в 1993 году построено гидротехническое сооружение /далее – ГТС/ – пруд для рыборазведения, поения скота и полива, которое работоспособно и находится в удовлетворительном состоянии. Администрацией Новосергиевского района предоставлена в прокуратуру района информация о том, что балансодержатель данного ГТС отсутствует, документов, подтверждающих балансовую принадлежность данного ГТС нет, договоры, связанные с эксплуатацией ГТС не заключались, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение необходимо рассматривать как бесхозное. Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 7, 21, 24, части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Аналогичные требования законодателем предъявлены к сельским поселениям и закреплены в пунктах 8, 23, 26 статьи 14 данного закона. Согласно статьям 3, 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 гола № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике. В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о правах на гидротехническое сооружение, расположенное в Кулагинском сельском совете, отсутствуют. Законом Оренбургской области от 10.11.2006 года № 699/139-IV-ОЗ утвержден перечень имущества муниципальной собственности Новосергиевского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новосергиевского района. Однако гидротехнических сооружений в этом перечне нет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения Кулагинский сельсовет в УФРС с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, чем будут ущемлены конституционные права граждан.

Просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кулагинского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и приобретению права собственности на него, а также обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

В судебном заседании помощник прокурора Короткова Е.И. исковые требования поддержала, уточнила, что спорное ГТС /пруд –переезд/ находится на реке Кинделька в 0,2 км. на восток от с. Кулагино.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Кулагинский сельский совет» - Филатов Н.П., исковые требования не признал, поскольку спорного ГТС на территории Кулагинского сельского совета не существует. В подтверждении своих доводов представил снятую им с интернета съемку местности территории Кулагинского сельского совета.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, администрации Новосергиевского района, отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного Управления по Оренбургской области, в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.

09 сентября 2011 года суд постановил решение, которым признал незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кулагинского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на территории Кулагинского сельского совета Новосергиевского района на реке Кинделька в 0,2 км. на восток от с. Кулагино и обязал администрацию Кулагинского сельсовета обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения в срок до 10.10.2012 года, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

В кассационной жалобе администрация МО «Кулагинский сельсовет» просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Заслушав доклад судьи Чердынцевой В.Г., заключение прокурора, полагавшего о законности постановленного судом решения, изучив материалы дела, проверив решение суда и обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, Устав МО «Кулагинский сельсовет» в указанной части не противоречит требованиям закона.

Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены определенные требования по эксплуатации ГТС.

Пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ГТС - пруд - переезд расположен на реке Кинделька в 0,2 км. на восток от с. Кулагино, что подтверждается информацией о водных объектах, расположенных на территории Новосергиевского района, картой с расположением гидротехнических сооружений, сведениями Министерства строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Указанное гидротехническое сооружение не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждается сведениями ГУП «Облтехинвентаризация» и Управлением Росреестра недвижимости по Оренбургской области.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установил, что рассматриваемая ГТС расположена в административных границах МО Кулагинского сельсовета, является бесхозяйным недвижимым имуществом, и пришел к выводу, что в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", администрация муниципального образования – Кулагинского сельсовета обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ГТС.

С данным выводом судебная коллегия соглашается.

Рассматриваемые объекты расположены в административных границах МО «Кулагинский сельсовет», а следовательно, бездействие администрации в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Ссылка ответчика на факт отсутствия ГТС на территории Кулагинского сельского совета, не может быть принята во внимание. Указанный довод администрации исследовался судом первой инстанции, и был признан несостоятельным, с чем судебная коллегия соглашается. Нахождение ГТС на территории Кулагинского сельского совета подтверждается материалами дела.

При этом суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, предоставленную ответчиком съемку местности, как не отвечающую требованиям допустимости и относимости доказательств.

Довод кассационной жалобы о том, что законодательство не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований, не может быть принят во внимание. Так, отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

         Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                       О п р е д е л и л а

        решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от

    09 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кулагинский сельсовет» - без удовлетворения.

    Председательствующий

Судьи