Кассационное определение от 21.12.2011 года № 33-7835/2011



Судья: Карякин Е.А. Дело № 33-7835/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Жуковой Н.В., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Ваулиной А.В.,,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрела 21 декабря 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.

Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в котором просил обязать Совет депутатов муниципального образования проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционную экспертизу принимаемых проектов нормативных правовых актов, с данной целью определить орган, ответственный за проведение такой экспертизы и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Советом депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района не исполняются требования статей 2 и 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов. С момента вступления данного Федерального закона в законную силу антикоррупционная экспертиза ни по одному из проектов нормативных правовых актов не проводилась.

Кроме того, до настоящего времени представительным органом местного самоуправления не определён орган и должностное лицо, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, соответствующее положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не принято.

По мнению прокурора указанное нарушение федерального закона влечёт принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, и является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор просила заявление удовлетворить.

Представители Совета депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области Карагодин В.Н. и Домахина И.В. требования прокурора не признали.

Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года иск прокурора удовлетворён. Суд признал незаконным бездействие Совета депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и на него возложена обязанность проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган или должностное лицо, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

С таким решением суда не согласен Совет депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, в кассационной жалобе которого поставлен вопрос о его отмене, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения такой антикоррупционной экспертизы.

В силу пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Судом правильно указано, что проведение такой экспертизы закрепляется для всех органов власти и организаций, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.

В судебном заседании представители Совета депутатов не отрицали, что представительный орган муниципального образования антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов не поводит, орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, не определён, обязанности по проведению такой экспертизы на должностных лиц не возлагались.

Поскольку указанные обстоятельства являются прямым нарушением федерального законодательства, то суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора и обязал Совет депутатов проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционную экспертизу принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган и должностное лицо, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что Совет депутатов не обладает статусом юридического лица, поскольку согласно пункту 2 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, приравниваются к юридическим лицам.

В пункте 9 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо установлено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Довод кассационной жалобы о том, что решение суда постановлено в нарушение принципа разделения властей является необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил нарушение требований федерального законодательства и в рамках предоставленных полномочий обязал Совет депутатов МО «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области его устранить.

То обстоятельство, что в соответствии со ст. 9.1 Закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре» на прокуроров возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов не исключает и не подменяет обязанность представительных органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, возложенную на них Федеральным законом от 17 июля 2009года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В связи с этим доводы кассационной жалобы в этой части являются не состоятельным.

Кроме того, являются необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что никто из депутатов Совета депутатов не обладает соответствующим образованием, поскольку данные обстоятельства юридического значения для разрешения спора не имеют.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Нестеровский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: