кассационное определение по делу № 33-7624/2011



судья Стасова Ж.Г. Дело № 33-7624/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

           Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Капустиной Н.И.,

судей областного суда Раковского В.В., Чингири Т.П.,

с участием прокурора Назмутдиновой Г.С.,

при секретаре Баловневой О.А.,

рассмотрела 14 декабря 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора города Оренбурга в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Оренбург» к администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия и обязании обеспечения транспортом общего пользования инвалидов,

заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя истца Назмутдиновой Г.С., поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя ответчика Назаренковой Г.М., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

прокурор г.Оренбурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Оренбург» к администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия и обязании обеспечения транспортом общего пользования инвалидов, указав, что в г.Оренбурге проживает 57162 инвалида, из которых 937 инвалидов являются инвалидами-колясочниками.

Для перевозки указанных лиц на территории муниципального образования «город Оренбург» отсутствует городской пассажирский транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов-колясочников, а также низкопольный или полунизкопольный транспорт, который можно было бы оборудовать специальными выдвижными пандусами.

Не обеспечение условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования городским и пригородным пассажирским транспортом противоречит требованиям международного права и российского законодательства.

Возможность доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

08.05.2010 г. прокуратурой города в адрес Главы г.Оренбурга вносилось представление об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором предлагалось принять меры по устранению вышеуказанных нарушений. В ответе на представление заместителем главы города по социальным вопросам указано, что в рамках реализации областной целевой программы «Развитие муниципального пассажирского транспорта общего пользования на территории Оренбургской области в 2011 – 2015 годах будет решаться вопрос приобретения автобусов большого класса для городских перевозок с низким уровнем пола, системой наклона кузова, большой накопительной площадкой оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда.

Однако, бюджетом г.Оренбурга на 2011 г. (утв.решением Оренбургского городского Совета от 27.12.2010 г. № 62) расходы на приобретение либо оборудование транспортных средств, обслуживающих население города Оренбурга специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами не предусмотрены.

Ссылаясь на ст.9 Конвенции «О правах инвалидов», ч.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец просил: признать незаконным бездействие администрации г.Оренбурга по не обеспечению беспрепятственного пользования инвалидам услугами всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта; обязать администрацию г.Оренбурга создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта путем приобретения специального транспорта либо реконструкции имеющего транспорта общего пользования.

В судебном заседании представитель истца Назмутдинова Г.С. исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие администрации г.Оренбурга по не обеспечению беспрепятственного пользования инвалидам услугами всех видов городского пассажирского транспорта; обязать администрацию г.Оренбурга создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта путем приобретения специального транспорта либо реконструкции имеющегося транспорта общего пользования.

Представители ответчика – Назаренкова Г.М. и Довжанская Е.З., действуя по доверенностям, в удовлетворении исковых требований истца просили отказать.

Решением суда в удовлетворении иска в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Оренбург» к администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия и обязании обеспечения транспортом общего пользования инвалидов отказано.

С решением суда не согласен прокурор г.Оренбурга, в кассационном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу п.7 ч. 1 ст.4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из обращения Первого заместителя Главы города Оренбурга от 27.05.2010г. №1-2/1898 Первому заместителю министра - начальнику управления промышленности, энергетики и транспорта министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области следует, что ответчик направил предложения о своем участии в областной целевой Программе «Развитие муниципального пассажирского транспорта общего пользования на территории Оренбургской области в 2011-2015 годах», предусматривающие приобретение для городских перевозок порядка 3-х единиц ежегодно – автобусов большого класса с низким уровнем пола, системой наклона, большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда (марки ЛиАЗ-5292 или аналога).

Из раздела 7 Ежегодного отчета Главы города Оренбурга о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оренбурга, в том числе о решении вопросов, поставленных Оренбургским городским Советом, за период с 09.09.2009 по 31.07.2010 (принят к сведению постановлением Оренбургского городского Совета от 17 августа 2010 г. N 1140) следует, что для муниципального образования "город Оренбург" были приобретены 3 автобуса марки ЛиАЗ за счет остатков средств федерального бюджета за 2008 год на обеспечение равного доступа льготных категорий граждан к услугам общественного транспорта.

По распоряжению Главы г. Оренбурга от 16.10.2006г. №2838-р на основании письма Управления социальной защиты населения администрации города Оренбурга оплачен счет в сумме <данные изъяты> рублей за автомобиль для перевозки инвалидов для МУ «Центр социального обслуживания населения Центрального района» Южного округа.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 15.03.2007г. №408 в оперативное управление муниципальному учреждению «Центр социального обслуживания населения Промышленного района Северного административного округа г. Оренбурга» передан автомобиль ГАЗ-3221 стоимостью 505000 рублей.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 10.12.2010г. №1329 на праве оперативного управления за муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района города Оренбурга» передан автомобиль ГАЗ-3221 стоимостью <данные изъяты> рублей.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что нормами действующего законодательства предусмотрено создание условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, в чем бездействие к созданию таких условий ответчиком не усматривается.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Довод кассационного представления о том, что автомобили, находящиеся в пользовании муниципальных бюджетных учреждений, на которых по заказам перевозятся инвалиды, не относятся к категории городского пассажирского транспорта и не обеспечивают беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не может служить основанием для отмены вынесенного решения с учетом выводов, которые в нем содержатся.

Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы кассационного представления не содержат обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения. Не находя оснований к отмене решения по доводам кассационного представления, судебная коллегия руководствуясь ст.ст.360-366 ГПК РФ,

определила:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 октября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора города Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: