Судья Суханова Л.А. Дело № 33-7940/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Оренбург 21 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Капустиной Н.И., судей областного суда Коваленко А.А., Чингири Т.П., при секретаре Воронковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чингири Т.П. по кассационной жалобе судебного пристава – исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Гредасовой О.А. (далее по тексту судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области) на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 июля 2011 года гражданское дело по заявлению администрации Муниципального образования город Новотроицк об оспаривании постановлений судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора, У С Т А Н О В И Л А : Администрация МО г. Новотроицк обратилась в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области, указав, что Администрацией муниципального образования город Новотроицк 08.06.2011 получены постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о возбуждении исполнительного производства об обязании администрации предоставить Е.М.П., П.Т.И., Ж.С.К., В.А.И., П.Л.С., Г.Л.В., П.Л.Г., Ф.О.Ф., Ш.Г.Р. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования город Новотроицк, соответственно, возбужденные на основании решения Новотроицкого городского суда от 31.01.2011г. 01.07.2011 г. администрацией получены постановления судебного пристава-исполнителя Гредасовой О.А. о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением вышеуказанных постановлений в установленный срок без уважительных причин. Будучи не согласна с данными постановлениями о взыскании исполнительского сбора, администрация МО г. Новотроицк просила признать незаконными постановления судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. о взыскании исполнительского сбора от 27.06.2011г. в связи с неисполнением постановлений о возбуждении исполнительного производства №, №, №, №, №, №, №, №, № в отношении Администрации муниципального образования город Новотроицк об обязании предоставить Е.М.П., П.Т.И., Ж.С.К., В.А.И., П.Л.С., Г.Л.В., П.Л.Г., Ф.О.Ф., Ш.Г.Р. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования город Новотроицк и отменить их. Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29.07.2011 года заявление администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области удовлетворено. Суд постановил: Признать незаконными постановления судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. о взыскании исполнительского сбора от 27.06.2011г. в связи с неисполнением постановлений о возбуждении исполнительного производства №, №, №, №, №, №, №, №, № в отношении Администрации муниципального образования город Новотроицк об обязании предоставить Е.М.П., П.Т.И., Ж.С.К., В.А.И., П.Л.С., Г.Л.В., П.Л.Г., Ф.О.Ф., Ш.Г.Р. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования город Новотроицк и отменить их. В кассационной жалобе судебный пристав – исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасова О.А. просит вынесенное решение отменить, полагая, что суд неверно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Заслушав судью – докладчика, пояснения представителя администрации МО город Новотроицк – Подорожниковой Т.В., изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда его принудительное исполнение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 2 указанного закона задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Из материалов дела следует, что 01 и 02 июня 2011г. на основании исполнительных листов, выданных Новотроицким районным судом Оренбургской области, СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. в отношении должника - администрации МО г.Новотроицк в интересах взыскателей Е.М.П., П.Т.И., Ж.С.К., В.А.И., П.Л.С., Г.Л.В., П.Л.Г., Ф.О.Ф., Ш.Г.Р. возбуждены исполнительные производства. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, он исполнен не был, постановлениями судебного пристава – исполнителя от 27.06.2011г. №, №, №, №, №, №, №, №, № с администрации МО г. Новотроицк взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Удовлетворяя заявление администрации и признавая постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, суд исходил из того, что полномочия органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо ограничены законом и объемом соответствующего финансирования из областного бюджета, а, следовательно, существуют чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, которые делают невозможным исполнение судебного акта. Кроме того, судебным приставом – исполнителем не представлено доказательств того, что должником без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, не были приняты все необходимые меры для исполнения решения суда. С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Согласно п.1 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (пункт 11 ст.30 закона). Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу ч.1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав – исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При этом согласно ч. 2, 3 ст. 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, в материалы дела не представлено. Отсутствие же финансирования органа местного самоуправления не может нарушить право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права которых подтверждены соответствующим судебным актом, на незамедлительное обеспечение жильем, гарантированное им федеральным законом. Иное противоречило бы конституционным началам взаимоотношений личности, общества и государства. Кроме того, при разрешении заявления администрации МО г.Новотроицк суд не учел, что соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление предоставленных им государственных полномочий. Поскольку администрация МО г.Новотроицк добровольно требования исполнительного документа не исполнила, причины, по которым, по мнению должника, невозможно исполнить судебный акт, являются неуважительными, судебный пристав-исполнитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованно применил к администрации МО г.Новотроицк санкцию штрафного характера (исполнительский сбор), вынеся оспариваемые постановления. В связи с изложенным, решение суда законным и обоснованным признать нельзя, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все имеющие существенное значение для дела обстоятельства установлены на основании представленных в материалы дела документов, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления администрации Муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области отказать в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 июля 2011 года отменить. Вынести по делу новое решение. В удовлетворении заявления администрации Муниципального образования город Новотроицк об оспаривании постановлений судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора – отказать. Председательствующий: Судьи: