Судья Быкова Н.В. дело № 33-183/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Коваленко А.И., судей Морозовой Л.В., Фединой Е.В., с участием прокурора Христич Т.В., при секретаре Сулимовой Н.В., рассмотрев 18 января 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Фединой Е.В. кассационное представление старшего помощника Бузулукского межрайонного прокурора на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2011 года по иску Бузулукского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения села <...> к Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области и возложения обязанностей по устранению выявленных недостатков,
заслушав судью-докладчика, объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц – населения села <...> обратился с иском к Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области и возложения обязанностей по устранению выявленных недостатков. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области ветеринарного и санитарно – эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории <...>. По результатам обследования в июле 2011 года Бузулукским межрайонным отделом Россельхознадзора по Оренбургской области установлено, что на территории <...> на расстоянии 1 километра от <...> находится биотермическая яма (скотомогильник), которая содержится в неудовлетворительном состоянии - яма Беккари не огорожена глухим забором, над ямой отсутствует навес, рядом с ямой отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды, ворота и крышка ямы на замок не закрываются. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно – санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования <...>. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В ходе рассмотрения дела судом Бузулукский межрайонный прокурор исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно – санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования <...>, а именно: скотомогильник глухим забором не огорожен, над ямой отсутствует навес, нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды, ворота и крышка ямы на замок не закрываются. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.06.2012 года устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: огородить скотомогильник глухим забором, установить навес над ямой, обеспечить наличие помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды, ворота и крышку ямы закрыть на замок.
В судебном заседании старший помощник Бузулукского межрайонного прокурора Малова Е.П. заявленные Бузулукским межрайонным прокурором исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Правительства Оренбургской области, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации <...> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2011 года исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласен старший помощник Бузулукского межрайонного прокурора, в кассационном представлении просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, разрешить вопрос по существу.
Исследовав материалы дела, проверив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования <...> имеется « скотомогильник», расположенный в 1 километре от <...>. Данный «скотомогильник» не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 г., регистрационный N 1005, поскольку отсутствует ограждение, навес над ямой; отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды; ворота и крышка ямы не закрываются на замок. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.
Судом установлено, что указанный «скотомогильник» на балансе администрации <...> не состоит.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться «скотомогильники» (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация «скотомогильников», находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, закон устанавливает, что «скотомогильники» (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию «скотомогильников», входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание «скотомогильников», в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Кроме того, возможности нахождения «скотомогильников» и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию «скотомогильника» администрации муниципального образования <...> не передавались.
С учетом изложенного, принятие мер по содержанию «скотомогильника», находящегося в 1 километре от <...>, и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Правительства Оренбургской области по непринятию мер в отношении «скотомогильника», не соответствующего ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, и обязании устранить допущенное нарушение, суд сослался на Областную целевую программу «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы и пришел к выводу о том, что Правительством Оренбургской области проводятся мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Областная целевая программа «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 19 августа 2011 года № 752-пп, не содержит мероприятий в отношении содержания и оборудования конкретного «скотомогильника», находящегося в 1 километре от <...>.
Доказательств принятия мер по приведению «скотомогильника», расположенного в 1 километре от <...>, в надлежащее состояние и оборудования его, Правительство области также не представило.
Правительством Оренбургской области не представлено доказательств того, что вышеуказанный «скотомогильник» подлежит закрытию и консервации.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене на основании п.3 ст.362 ГПК РФ.
Поскольку установления по делу новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести решение об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 г., регистрационный N 1005, скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования <...>.
Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.06.2012 года устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника находящегося на территории муниципального образования <...> в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, зарегистрированными в Минюсте РФ 5 января 1996 г., регистрационный N 1005, а именно: огородить скотомогильник глухим забором; установить навес над ямой; обеспечить наличие помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды; ворота и крышку ямы закрыть на замок.
Председательствующий:
Судьи: