Кассационное определение от 01.02.2012 года № 33-587/2012



Судья: Юнусов Д.И.                        Дело № 33-587/2012

            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Чингири Т.П.,

при секретаре Антонове И.А.,

рассмотрела 1 февраля 2012 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального развития РФ на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 2 ноября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Соплина В.А. о признании незаконным действия органа государственной власти.

    Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., проверив решение суда и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

                    установила:

    Соплин В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным направление Министерством регионального развития РФ (далее – Минрегион России) его жалобы от 5 июля 2011 года в Правительство Московской области, а также признать незаконным отказ в выдаче ему письменного ответа по существу поставленного вопроса, и обязать Минрегион России выдать ему ответ по поводу его обращения.

    В обоснование своих требований Соплин В.А. указал, что является военным пенсионером и с 2001 года состоит в очереди на улучшение жилищных условий в городе Троицке Московской области по категории граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей.

    В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области обеспечение жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, осуществляется по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

    Постановлением Правительства Московской области от 8 июня 2011 года № 528/21 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений» введено ограничение на предоставление на территории Московской области жилого помещения в собственность бесплатно.

Так, согласно пункту 30 данного Порядка предоставление гражданину жилого помещения в собственность бесплатно осуществляется путем заключения договора мены жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования, общая площадь которого соответствует размеру общей площади предоставляемого жилого помещения, рассчитанному в соответствии с положением пункта 21 настоящего Порядка, на имеющееся у гражданина в собственности жилое помещение меньшей площади, расположенное на территории данного муниципального образования.

По мнению заявителя указанный способ предоставления жилого помещения является прямым ограничением его права на получение жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета, установленного Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и Законом Московской области от 25 марта 2011 года № 34\2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений».

По вопросу нарушения своих прав на предоставление жилого помещения 5 июля 2011 года он обратился с жалобой в Минрегион России, поскольку в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 ст.3 Федерального закона № 342-ФЗ на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возложена обязанность осуществлять надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.

Однако его жалоба Минрегион России не была рассмотрения по существу и направлена в Правительство Московской области (письмо от 24 июля 2011 года № 16514-07/АД-ог), с чем он не согласен, поскольку в соответствии с пунктом 6 ст.6 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение которых обжалуется.

В судебном заседании Соплин В.А. и его представитель Тимошенко В.В. просили заявление удовлетворить, представитель Минрегиона России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, и представил суду свои возражения против требований заявителя, в которых просил в удовлетворении заявления отказать.

Решением суда заявление Соплина В.А. удовлетворено в полном объеме.

С таким решением суда Минрегион России не согласно и в своей кассационной жалобе просит его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что Соплин В.А. как уволенный в запас военнослужащий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и состоящий в очереди с 2001 года, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилого помещения по избранному им месту проживания.

Из материалов дела видно, что 5 июля 2011 года Соплин В.А. обратился в Минрегион России с жалобой, в которой просил направить в Правительство Московской области предписание об отмене пункта 30 Постановления Правительства Московской области от 8 июня 2011 года № 528/21 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений», в соответствии с которым предоставление гражданину жилого помещения в собственность бесплатно осуществляется путем заключения договора мены жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования, общая площадь которого соответствует размеру общей площади предоставляемого жилого помещения, рассчитанному в соответствии с положением пункта 21 настоящего Порядка, на имеющееся у гражданина в собственности жилое помещение меньшей площади, расположенное на территории данного муниципального образования (л.д.5-6).

Письмом Минрегиона России от 24 июля 2011 года № 16514-07/АД-ог его жалоба по принадлежности направлена на рассмотрение в Правительство Московской области (л.д.7).

В соответствии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в государственный орган, органы местного самоуправления и должностным лицам (ст.2); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 ст.5); письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 ст.11 настоящего Федерального закона (часть 3 ст.8); однако запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которых обжалуется.

Суд первой инстанции правильно не согласился с доводами Мирегиона России о том, что Соплин В.А. в своей жалобе обжаловал вышеуказанное Постановление Правительства Московской области от 8 июня 2011 года № 528/21, являющиеся нормативным правовым актом, поскольку он обжалует действия Минрегиона России по направлению его жалобы в Правительство Московской области и отказ Минрегиона России рассмотреть его обращение по существу с выдачей соответствующего ответа.

Таким образом, предметом судебного рассмотрения по настоящему делу являлось не обжалование нормативного правового акта Правительства Московской области, а действия Минрегиона России. При этом не оспаривается, что Соплин В.А в своей жалобе от 5 июля 2011 года выражал несогласие с пунктом 30 Постановление Правительства Московской области от 8 июня 2011 года № 528/21. Однако обоснованность его доводов в этой части суд не проверял и заявитель об этом не просил.

Суд также правильно согласился с тем, что рассмотрение обращения Соплина В.А. входило в компетенцию Минрегиона России.

Из жалобы Соплина В.А. видно, что она связана с нарушением его жилищных прав.

Согласно ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Соплин В.А. действительно имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилого помещения по избранному им месту проживания.

Нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Минрегиона России, является «Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 года № 40 (с изменениями и дополнениями).

В пункте 1 указанного Положения установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 5.3.2; 5.3.16; 6.7.6 и 6.7.7 Минрегион России осуществляет реализацию государственной политики в области развития регионов; государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности; в том числе за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности; за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации; направляет обязательные для исполнения предписания об отмене нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам переданных им полномочий, или о внесении изменений в такие акты; направляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении выявленных нарушений.

Аналогичные полномочия Минрегиона России установлены в «Административном регламенте Министерства регионального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности», утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 460.

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» внесены изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Данный Федеральный закон связан с исполнением Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том числе по вопросам обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.

В статье 3 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15, абзаце 3 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями (часть 1); порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2); Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, вправе издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий и осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011 года № 298 утверждены «Требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан, а также к порядку её предоставления» (пункт 1).

При этом ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития РФ определен ответственным за организацию сбора и проверки отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан (пункт 2).

Данный Приказ издан именно в целях исполнения Федерального закона № 342-ФЗ и в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Из указанного следует, что вопрос об обеспечении военнослужащих, в том числе уволенных в запас, входит в расходные обязательства Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Эти государственные функции переданы субъектам Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложена на Министерство регионального развития РФ с передачей полномочий по направлению в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении не соответствующих федеральному законодательству нормативных правовых актов полностью или в части.

При таких обстоятельствах судебная коллегия с доводами кассационной жалобы не соглашается и считает их несостоятельными.

Решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

При рассмотрении дела нарушение норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллеги

определила:

Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 2 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства регионального развития Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: