судья Зверева К.В. Дело № 33-3412/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 14 июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей областного суда Чингири Т.П., Ившиной Т.В., при секретаре Стрельцовой А.В., с участием прокурора Губаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционное представление Бугурусланского межрайонного прокурора на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 12 апреля 2012 года по делу по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л А:
Бугурусланский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просил признать постановление главы муниципального образования «город Бугуруслан» от 08.02.2012 г. № 102-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана в весенний период 2012 года» незаконным и недействующим со дня вступления в юридическую силу, указав, что указанным постановлением на территории города Бугуруслана введено с 25 марта по 25 апреля 2011 г. временное ограничение движения транспортных средств с полной массой свыше 6 тонн и тракторов всех марок по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана (п.1). В соответствии с п.2 постановления не допускается проезд по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана транспортных средств с грузом или без груза, полная масса которых превышает установленные постановлением значения. Для получения пропусков на проезд транспортных средств заказчик заключает с администрацией города прямой договор о принятии на себя обязательств по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, исходя из полной массы, в размерах: при полной массе транспортного средства от 6 до 6,5 тонн – 1600 руб. в сутки, при полной массе транспортного средства от 6,5 до 7,5 тонн – 3 000 руб. в сутки, при полной массе транспортного средства от 7,5 до 15 тонн – 3 500 руб. в сутки, при полной массе транспортного средства от 15 тонн и выше – размер ущерба от проезда тяжеловесного автотранспорта устанавливается согласно приложению. Кроме того, постановлением на отдел городского хозяйства администрации муниципального образования «город Бугуруслан» возложена обязанность обеспечить заключение договоров на компенсацию ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам на территории муниципального образования и выдачу специальных пропусков. МУП «Пассажирские перевозки» организовать два постоянно действующих поста на Похвистневском шоссе (в районе железнодорожного переезда), Пилюгинское шоссе (в районе Кондузлинского моста). Постановление опубликовано в газете «Бугурусланская правда» 21 февраля 2012 года №19.
Прокурор полагает, что оспариваемое постановление противоречит ст.13 и 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принято в отношении автомобильных дорог общего пользования, в нем отсутствуют какие-либо сведения об исполнении органами местного самоуправления МО «город Бугуруслан» обязанности по принятию мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, при получении пропуска на проезд транспортных средств обусловлено обязательностью заключения заказчиком с администрацией города Бугуруслана договора о принятии на себя обязательств по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, что при отсутствии альтернативных путей объезда нарушает принцип свободы договора, установленный ст.421 ГК РФ.
Постановление фактически устанавливает сбор на выдачу пропуска (разрешения) на право проезда по городским дорогам транспортных средств, в весенний период 2012 года, то есть, плату за выдачу специальных пропусков на право проезда транспортных средств, поскольку обладает признаками сбора, установленными ст.8 НК РФ. К местным налогам в силу ст. 15 НК РФ относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В соответствии с ч.6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим кодексом.
Кроме того, компенсация по своей правовой природе подразумевает наличие ущерба, который в последующем возмещается. Однако, в данном случае компенсация затрат производится до возникновения ущерба, что также свидетельствует о том, что плата за выдачу пропуска (разрешения) на право проезда по городским дорогам транспортных средств в весенний период является налоговым сбором.
Таким образом, оспариваемым постановлением нарушаются права неопределенного круга лиц – владельцев транспортных средств с полной массой свыше 6 тонн и тракторов всех марок на пользование автомобильными дорогами общего пользования на территории МО «город Бугуруслан».
В судебном заседании заместитель Бугурусланского межрайонного прокурора Жигулин Д.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель главы муниципального образования «город Бугуруслан» Токарев С.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявления, просил отказать в его удовлетворении.
Судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., прокурора Губареву О.А., поддержавшую доводы апелляционного представления и просившую об отмене решения суда, проверив доводы апелляционного представления и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в частности, к таким полномочиям отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п.1), принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования (п.3), определение размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения (п.7).
Согласно части 1 пункту 2 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ и пункту 2 статьи 42 закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 пункту 2.1. временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 14 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из содержания названных нормативных положений следует, что органами местного самоуправления могут быть введены временные ограничения или прекращение движения транспортных средств на дорогах исключительно с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Поскольку из Преамбулы оспариваемого постановления видно, что данное постановление принято в целях обеспечения безопасности движения в период неблагоприятных сезонных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автомобильной дороги, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление было принято администрацией муниципального образования в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Анализируя положения оспариваемого постановления, судебная коллегия приходит к выводу, что данным постановлением порядок временного ограничения движения транспортных средств не устанавливался.
Исходя из изложенного, доводы апелляционного представления в этой части нельзя признать обоснованными.
В пункте 2 постановления Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 22- п было разъяснено, что плата за провоз тяжеловесных грузов в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно ее плательщики получают возможность использовать федеральные автомобильные дороги для решения своих хозяйственных и иных задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности уплаты указанного платежа основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае - выбора способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Неналоговая природа данного платежа выражается и в том, что последствием его неуплаты является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, что влечет невозможность перевозки.
Поэтому, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установленная оспариваемым постановлением плата в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам при проезде транспортных средств с грузом или без груза, полная масса которых превышает установленные постановлением значения налоговым сбором не является.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционного представления, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление Бугурусланского межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: