Судья Сафронова Е.Н. Дело №33-3029/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокаевой Е.Д.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Морозовой Л.В.,
при секретаре Баловневой О.А.,
рассмотрев 05 июня 2012 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука, министерства социально развития Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Ганюшкиной Л.С. к управлению социальной защиты населения администрации г. Бузулука о признании незаконными действий по уменьшению размера компенсаций за оплаченные коммунальные услуги, взыскании недополученной суммы компенсации за коммунальный услуги.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., объяснения представителей ответчика УСЗН администрации г. Бузулука Муллабаевой Г.К., Егоровой М.В., действующих на основании доверенностей от *** и ***, соответственно, позицию представителя третьего лица министерства социального развития Оренбургской области Самохиной Т.С., действующей на основании доверенности от ***, настаивающих на удовлетворении апелляционных жалоб,
установила:
Ганюшкина Л.С. обратилась в суд с иском к УСЗН администрации г. Бузулука о признании незаконными действий по уменьшению размера компенсации за оплаченные коммунальные услуги, просила обязать ответчика произвести перерасчёт и выплату недоплаченной суммы компенсации за коммунальные услуги. В обоснование заявленных требований истица указала, что при начислении и выплате компенсации за оплату коммунальных услуг ответчик необоснованно уменьшил ее размер на сумму, приходящуюся на газоснабжение бани, исчислив количество потреблённого на газоснабжение бани ресурса по нормативам потребления коммунальных услуг, игнорируя показания имеющегося прибора учёта газа. Указанные действия УСЗН считает незаконными, противоречащими положениям закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела по существу Ганюшкина Л.С. изменила предмет исковых требований, просила суд признать незаконными действия УСЗН администрации города Бузулука по уменьшению ей размера компенсации за оплаченные коммунальные услуги за период *** и взыскать с УСЗН администрации г. Бузулука недоплаченную сумму компенсации за коммунальные услуги за этот период *** рублей *** копеек.
В судебном заседании Ганюшкина Л.С. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель УСЗН администрации г. Бузулука Егорова М.В., действующая на основании доверенности от ***, иск не признала.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области (далее Минсоцразвития Оренбургской области) в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 марта 2012 года признаны незаконными действия УСЗН администрации г. Бузулука по уменьшению размера компенсации Ганюшкиной Л.С. за оплаченные коммунальные услуги за период январь ***. Постановлено взыскать с УСЗН администрации г. Бузулука в пользу истицы *** рублей *** копеек недоплаченной сумм компенсации за оплаченные ею коммунальные услуги за период *** и расходы по госпошлине в сумме *** рублей.
УСЗН администрации г. Бузулука и Минсоцразвития Оренбургской области с решением не согласились, подав апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ганюшкиной Л.С. отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Ганюшкина Л.С. является собственником домовладения, расположенного по адресу: ***. Истица зарегистрирована и проживает по указанному адресу.
На земельном участке домовладения имеется баня, в помещении которой согласно проекту на газоснабжение от *** года установлен прибор учета газа, расположенный до горелки бани и всех остальных приборов потребления домовладения. Прибор опломбирован, находится в исправном состоянии.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что истица Ганюшкина Л.С. имеет право на получение скидки не ниже 50% на оплату коммунальных услуг газоснабжения в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу положений ст. 160 Жилищного кодекса РФ и пунктами 1 и 3 Постановления Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2008 года №359-П «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» с 1 января 2011 года на территории Оренбургской области установлена денежная форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Из представленных в суд квитанций по оплате за газоснабжение за период с *** по *** следует, что фактически оплаченная сумма поставщику газа за коммунальные услуги газоснабжения составляет *** рублей *** копейки, таким образом, сумма компенсации, подлежащая выплате Ганюшкиной Л.С., составляет *** рублей *** копеек.
Сумма льготы, фактически выплаченная УСЗН, составляет *** рублей *** копеек. Размер компенсации за оплату коммунальных услуг УСЗН администрации г. Бузулук уменьшен в связи с тем, что льготы на газоснабжение хозяйственной постройки, которой является баня, не предусмотрен законодательством.
Удовлетворяя исковые требования истицы Ганюшкиной Л.С. о признании действий УСЗН администрации г. Бузулука по уменьшению размера скидки на оплату коммунальной услуги газоснабжения неправомерными, суд первой инстанции исходил из того, что баня является помещением вспомогательного использования, входит в состав жилого помещения, и поставка коммунальных ресурсов для снабжения бани, находящейся на одном земельном участке с индивидуальным жилым домом, является коммунальной услугой, расчет платы за которую должен быть произведен по показаниям прибора учета.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку в соответствии с положениями ст. 15 ЖК РФ жилое помещение – это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится жилой дом. Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Как видно из свидетельства о праве собственности Ганюшкиной Л.С. на праве собственности зарегистрирован жилой дом. Из технического паспорта на объект «жилой дом», содержащий его техническое описание, следует, что в него включены все вспомогательные постройки.
Исходя из анализа действующего законодательства, вышеприведенных норм права, включая Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, определяющих, что оплата за газоснабжение производится за отопление жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, в том числе подсобных помещений жилого дома, включая помещения для содержания домашнего скота, бани и теплицы, коммунальные ресурсы, которые идут на обслуживание вспомогательного помещения-бани, предназначенной для удовлетворения бытовых нужд истицы, являются коммунальными услугами и подлежат льготному исчислению. Прибор учета расположен на границе сетей, принадлежащего собственнику жилого помещения, с системами коммунальной инфраструктуры, следовательно, начисление платы за коммунальные услуги должны быть произведены исходя из его показаний.
Доводы же апелляционных жалоб УСЗН администрации г. Бузулука и Минсоцразвития Оренбургской области в указанной части основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Судебная коллегия, соглашается с указанием в апелляционных жалобах на не вступление в законную силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354. Однако указанный довод не является основанием для отмены решения суда, поскольку вывод суда об отнесении помещения бани к вспомогательным помещениям основан на общем анализе законодательства Российской Федерации, а не на положениях Правил, не вступивших в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы УСЗН администрации г. Бузулука, о неверном применении судом Инструкции о проведении жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1998 года №37, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанная инструкция принята во исполнение Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 года N1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", в связи с чем является обязательной для применении на всей территории Российской Федерации для регулирования правоотношений в указанной сфере.
Учитывая, что ответчиком неправомерно занижен размер компенсации за коммунальные услуги, судом первой инстанции в пользу истицы верно взыскана сумма недоплаты компенсации в размере *** рублей *** копеек.
По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы всесторонне и полно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный закон применен правильно, процессуальных нарушений, ставящих под сомнение обоснованность решения суда, не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 марта 2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука, министерства социально развития Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: