Апелляционное определение от 04.07.2012 г. по делу № 33-3694/2012



судья Нуждин А.В. дело № 33-3694-2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июля 2012 года                               г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Салащенко О.В.

судей Чердынцевой В.Г., Кисловой Е.А.,

при секретаре Баловневой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никоновой Н.А. об оспаривании постановления администрации г. Оренбурга и восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

по апелляционной жалобе Никоновой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения Никоновой Н.А., поддержавшей апелляционную жалобу,

судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда

установила:

Никонова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в 1995 году она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью ниже установленного уровня. Кроме того, как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в список болезней, дающих право пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, она имела право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке.

Постановлением администрации города Оренбурга №6557-п от 5 октября 2011 года она была снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (обеспеченность жилым помещением по установленным нормам).

Считала данное постановление незаконным, поскольку общая площадь жилого помещения, собственником которого она является, составляет 13,1 кв.м., а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления, по городу - 13,5 кв.м. Иные основания постановки ее на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий (заболевание), не отпали.

Просила признать постановление администрации г. Оренбурга от 5 октября 2011 года № 6557-п в части её исключения из списка нуждающихся в жилом помещении незаконным; возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность восстановить её в льготном списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях по городу Оренбургу с 29 сентября 1995 года.

В судебном заседании Никонова Н.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что с *** года состоит на учете по поводу заболевания ***. Является ***. С 1995 года проживает в общежитии по адресу <адрес> и с этого же времени состояла на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях. После снятия с дома статуса общежития она приватизировала занимаемое жилое помещение. В администрации ей пояснили, что она имеет право на получение субсидии для улучшения жилищных условий. С решением администрации г.Оренбурга не согласна, поскольку улучшения ее жилищных условий не произошло.

Представитель администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что заявитель была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в соответствии с Временными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Оренбургской области, утвержденных распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 10 марта 1992 года № 222-р, при норме обеспеченности жильем - 9 кв.м. В настоящее время её обеспеченность жильем более 9 кв.м. установлена, в связи с чем, отпали основания, позволяющие ей состоять на учете.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2012 года в удовлетворении требований Никоновой Н.А. отказано.

В апелляционной жалобе Никонова Н.А. просит указанное решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Как следует из материалов дела, Никонова Н.А. проживает в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартире общей площадью *** кв.м., жилой - *** кв.м., расположенной в помещении коммунального заселения <номер> по адресу <адрес>. Она является *** по заболеванию ***, включённому в Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденный Приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 года N 330, и применявшийся до издания Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, утвердившего в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Распоряжением администрации г. Оренбурга от 19 сентября 1995 года утвержден протокол заседания городской жилищной комиссии при Г лаве администрации города Оренбурга от 13 сентября 1995 года № 17, которым рекомендовано включить Никонову Н.А., проживающую в общежитии по адресу: <адрес>, в льготную очередь лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Отказывая Никоновой Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.

По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 года.

В определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П Конституционный Суд РФ указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Учитывая изложенное, основанием для снятия Никоновой Н.А. с учёта лиц, нуждающихся в жилых помещениях, может являться лишь утрата ею оснований, которые давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также следующие обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: подача по месту учета заявления о снятии с учета; выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, принятого Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года и действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Определяя основания, которые давали на территории г. Оренбурга право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно руководствовался Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Оренбургской области, утвержденными Распоряжением Главы администрации Оренбургской области N 222-р и Председателя Федерации независимых профсоюзов Оренбургской области N 38 от 10 марта 1992 года в редакции Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 23 июня 1993 года N 468-р, действовавшей на момент принятия Никоновой Н.А. на учет (далее Правила).

Согласно пункту 7 названных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью менее 9 кв. м на одного члена семьи (7.1); проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарно-техническим требованиям, определяемым "Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденным приказом МЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529 (7.2); проживающие в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда со степенью благоустройства ниже среднего уровня, определяемого решениями исполнительных органов городских и районных советов народных депутатов (7.3); проживающие в коммунальных квартирах, в квартирах с подселением и в домах коридорной системы при отсутствии прямых родственных отношений. Совместно проживающие разнополые члены семьи и обеспеченные нормой жилой площади (кроме супругов). Разведенные супруги признаются нуждающимися, если один из них вступил в брак (7.4); проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, а также граждан, поселившихся в связи с обучением (7.5); проживающие на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади (7.6); проживающие в служебных жилых помещениях независимо от размера жилой площади (кроме домов совхозов) (7.7).

Из материалов дела следует, что Никонова Н.А. была принята на учет с целью улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 года на основании п. 7.5 Правил и п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР как проживающая в общежитии по адресу <адрес>.

Поскольку с указанного дома был снят статус общежития, Никонова Н.А. приобрела жилое помещение, в котором она проживала, в собственность в порядке приватизации по договору от <дата> <номер>. Право собственности на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> жилой площадью *** кв.м., общей площадью *** кв.м. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными, поскольку в настоящее время отсутствует обстоятельство, послужившее основанием для принятия её на учет в 1995 году.

Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что в 2005 году после снятия с жилого дома <номер> статуса общежития она не была снята с учета, поскольку Постановлением Оренбургского городского совета от 19 мая 2005 года № 119 учетная норма площади жилого помещения была увеличена с 9 до 13,5 кв.м. общей площади занимаемого помещения, не может быть принят во внимание, поскольку названный нормативный акт был принят после 1 марта 2005 года – введения в действие Жилищного кодекса РФ. В постановленном решении суд обоснованно указал на то, что на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему жилищному законодательству, не распространяются требования нового жилищного законодательства, в том числе и в части, касающейся учетной нормы жилой площади.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного решения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никоновой Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: