33-2102/2012 о признании постановления недействительным, признании права на улучшение жилищных условий, об обязании устранить нарушения.



судья Донцова Ю.И. дело № 33-2102-2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2012 года      г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кисловой Е.А.,

судей областного суда Ярыгиной Е.Н.,

Васякина А.Н.,

при секретаре Воронковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ганина Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Ганина Е.В. к Министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, администрации города Оренбурга, Управлению жилищной политики администрации города Оренбурга о признании постановления недействительным, признании права на улучшение жилищных условий, об обязании устранить нарушения,

Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., объяснения представителя истца Ганина Е.В. - Зиленского С.В. (доверенность от ***), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - администрации г. Оренбурга и Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга Шипилова А.А. (доверенность № *** от ***, № *** от ***), представителя ответчика – Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Щелкова В.Ф. (доверенность № *** от ***), просивших жалобу отклонить, судебная коллегия

установила:

Ганин Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, Управлению жилищной политики администрации г.Оренбурга об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Указал, что постановлением главы города Оренбурга от ****** его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы» как семья, не имеющая детей.

Со дня вступления в силу новой областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" ( далее – Программы) его семья автоматически поставлена на учет в качестве участницы указанной Программы, по которой молодым семьям - участницам Программы предоставляется социальная выплата на приобретение жилья и дополнительная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка.

Его семья в 2010 году получила дополнительную выплату на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка. Государственная поддержка на приобретение (строительство) жилья в том размере и в том порядке, которые предусмотрены Программой, его семье не предоставлялась.

Вместе с тем, постановлением № *** администрации города Оренбурга от ***. №*** его семья исключена из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы» как получившая государственную поддержку на приобретение жилья.

Указанное постановление истец просит признать незаконным в части исключения его семьи из участниц Программы, поскольку получение выплаты на погашение части стоимости жилья при рождении ребенка как дополнительной социальной гарантии не является основанием для исключения его семьи из списка участниц Программы для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

Впоследствии истец уточнил свои требования (л.д. 106). Окончательно указал соответчиком Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. Считает, что его семья является семьей молодого ученого и подлежит включению Министерством молодежной политики, спора и туризма Оренбургской области в сводный список как семья молодого ученого для получения социальной выплаты.

Просил суд: признать недействительным постановление № *** администрации города Оренбурга от ****** в части исключения семьи Ганиных из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы», не применять указанное постановление как противоречащее законодательству, признать за его семьей право на улучшение жилищных условий.

По результатам рассмотрения заявления семьи Ганина Е.В. на имя главы города Оренбурга от *** ( в иске ошибочно указано ***) просил суд:

-обязать администрацию г. Оренбурга согласовать с Советом молодых ученых и специалистов Оренбургской области ходатайство о включении семьи Ганина Е.В. как семьи молодого ученого в группу списка семей молодых ученых сводного списка претендентов на получение социальной выплаты,

-обязать Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга предоставить государственному заказчику программы - Министерству молодежной политики, спорта и туризма согласованное ходатайство о включении семьи Ганина Е.В. как семьи молодого ученого в группу списка семей молодых ученых сводного списка претендентов на получение социальной выплаты,

-обязать Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга и Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области совершить действия по включению семьи Ганина Е.В. в группу списка семей молодых ученых сводного списка претендентов на получение социальной выплаты,

-обязать Министерство молодежной политики спорта и туризма Оренбургской области изготовить на имя семьи Ганина Е.В. бланк свидетельства, подтверждающего право на социальную выплату, с указанием ее размера на основании расчета по формулам, предусмотренным разделом 5 Программы, исходя из площади жилого помещения, равной *** кв.м, с определением доли социальной выплаты, равной 40 процентам от расчетной стоимости жилья в соответствии с Программой,

-обязать Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направить в Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области письмо-заявку на получение бланка свидетельства на имя семьи Ганина Е.В., подтверждающего право на социальную выплату, с указанием ее размера на основании расчета по формулам, предусмотренным разделом 5 Программы, исходя из площади жилого помещения, равной *** кв.м, с определением доли социальной выплаты, равной 40 процентам от расчетной стоимости жилья в соответствии с Программой,

- обязать Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга выдать Ганину Е.В. свидетельство, подтверждающее право семьи Ганина Е.В. на социальную выплату, с указанием ее размера на основании расчета по формулам, предусмотренным разделом 5 Программы, исходя из площади жилого помещения, равной *** кв.м., с определением доли социальной выплаты, равной 40 процентам от расчетной стоимости жилья в соответствии с Программой.

В судебном заседании Ганин Е.В. и его представитель Зиленский С.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков администрации г.Оренбурга и Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга Крюкова С.М., действуя на основании доверенности, иск не признала.

Представитель ответчика Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Шумаков А.А., действуя на основании доверенности, иск не признал.

Представитель третьего лица – Совета молодых ученых и специалистов Оренбургской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Ганина Е.В. отказано.

В апелляционной жалобе Ганин Е.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 года № 638 в рамках Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы была утверждена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ( далее – Федеральная подпрограмма на 2002-2010 годы).

В рамках Федеральной целевой Программы Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 г. N 63/3-III-ОЗ "Об областной программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010годы" (с изменениями от 29 апреля 2010 г.) утверждена областная Программа « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы ( далее – областная Программа на 2003-2010 годы ).

Разделом 4 областной Программы на 2003-2010 годы установлено, что ее участником может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в реализации Программы.

Областной Программой на 2003-2010 годы определены условия предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) одного и более ребенка социальных выплат на погашение части кредита (займа), полученного на приобретение жилья либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилья, а также предоставления социальной выплаты молодой семье при приобретении жилья ( раздел 5).

В рамках программы выдаются свидетельства на приобретение жилья, удостоверяющие право молодой семьи на получение социальной выплаты.

Социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере:

35 процентов от средней стоимости жилья за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, не имеющих детей;

40 процентов от средней стоимости жилья за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, имеющих одного и более ребенка;

50 или 60 процентов от средней стоимости жилья для отдельных категорий семей, имеющих детей, за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Перечень категорий молодых семей утверждается постановлением Правительства Оренбургской области.

Областной программой на 2003-2010 годы предусмотрено, что положение о порядке предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) одного и более ребенка социальных выплат на погашение части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилья утверждаются Постановлением Правительства Оренбургской области.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы».

В силу пункта 8 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (п. 9 Правил).

Пунктом 14 Правил установлено, что молодой семье - участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими Правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.

Указанные Правила предусматривают основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, к которым, в частности, относится ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета ( п.п. «г» пункта 18).

В целях реализации мероприятий областной Программы на 2003-2010 годы Правительством Оренбургской области в постановлении от 08 сентября 2006 года № 301-п «О правилах предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка» были утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

В соответствии с указанным постановлением социальная выплата молодым семьям на погашение части стоимости приобретенного жилого помещения в случае рождения (усыновления) ребенка предоставляется министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области за счет средств областного бюджета ( пункт 2 Правил)

Согласно пункту 3 Правил право на постановку на учет для получения указанной социальной выплаты имеют молодые семьи, состоящие на учете в качестве участника программы или получившие свидетельство (социальную выплату) в рамках программы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области, имеющая остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, непогашенного кредита (займа), полученного на приобретение жилого помещения, и (или) подтверждение использования собственных средств на приобретение жилого помещения.

После снятия с учета молодая семья может быть поставлена вторично на учет на получение социальной выплаты, если будет соответствовать условиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

Как установлено судом, постановлением Главы города Оренбурга от *** №4935-п семья истца в составе двух человек - Ганина Е.В., ***11 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав областной Программы «Обеспечение жильем молодых семей в *** на 2003 – 2010 годы» как семья, не имеющая детей, на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ, указанных выше Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, Закона Оренбургской области от 28 февраля 2003 года № 63/3-111-03.

*** в семье Ганина Е.В. родился ребенок ***12.

*** Ганин Е.В. обратился к начальнику Управления жилищной политики администрации города Оренбурга с заявлением о внесении изменений в список молодых семей – участниц подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» в связи с рождением первого ребенка ( л.д. 96).

*** года Ганин Е.В. обратился в Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на компенсацию части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка в связи с приобретением *** по пе*** в ***, общей площадью *** кв.м. ( л.д. 53).

Приказом Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области от ****** молодая семья Ганина Е.В. включена в список получателей социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка ( л.д. 209).

Согласно платежному поручению от *** на лицевой счет, открытый в *** на имя Ганина Е.В., была перечислена социальная выплата на погашение части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы» в размере *** руб. ( л.д. 98).

Таким образом, семьей Ганина Е.В. было реализовано право на получение дополнительной социальной выплаты на погашение части стоимости приобретенного жилья при рождении ребенка за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренное Федеральной подпрограммой на 2002-2010 годы, п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, областной Программой на 2003-2010 годы и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 08 сентября 2006 года № 301-п.

Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.

Постановлением администрации г. Оренбурга от ****** семья Ганина Е.В. и А.Г. была исключена из состава участников областной Программы на 2003 -2010 годы в связи с предоставлением социальной выплаты.

В возражениях ответчики ссылаются на Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы, областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" и Правила учета и формирования списков молодых семей - участниц указанной программы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 03 августа 2010 N 527-п, указывая, что данными нормативно-правовыми актами установлено право семьи получить государственную поддержку на улучшение жилищных условий за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов только один раз.

Полагая, что семья Ганина воспользовалась правом на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств областного бюджета, получив социальную выплату в размере *** руб., ответчики считают исключение семьи истца из списка участников областной Программы на 2003-2010 годы правильным.

С возражениями ответчиков согласился и суд первой инстанции.

Однако, с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, полагая, что решение вынесено без учета норм закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, подлежащего применению, а при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права, что является в силу п.4 ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее – федеральная Программа на 2011-2015 годы), на которую ссылаются ответчики и указанная в решении суда, вступила в действие с 08 февраля 2011 года, то есть после издания оспариваемого постановления администрации города Оренбурга.

Следовательно, суду при проверке законности постановления от 01 февраля 2011 года необходимо было руководствоваться действовавшим на момент его издания законодательством, а именно, Федеральной целевой программой « Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной ею подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, по которым семья Ганина Е.В. принималась на учет.

Указанными нормативными правовыми актами предусматривалось предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета, не исключающих право молодой семьи получить те государственные гарантии в виде социальной выплаты на приобретение жилья, которые установлены программой.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 N 370-пп "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" ( далее – областная Программа на 2011-2015 годы), принятым в период действия Федеральной целевой Программы « Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной ею подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, также предусматривается предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья и предоставление социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

Источниками финансирования областной Программы на 2011-2015 годы являются средства федерального и областного бюджетов, направляемые в бюджеты муниципальных образований для предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья; средства областного бюджета, направляемые для предоставления социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка и социальной выплаты при получении кредита для приобретения жилья…

Установлены размеры социальной выплаты (30 процентов от расчетной стоимости жилья - за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, не имеющих детей; 35 процентов от расчетной стоимости жилья - за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, имеющих одного и более детей; 50 или 60 процентов от расчетной стоимости жилья для отдельных категорий семей, имеющих детей, - за счет средств федерального, областного и местного бюджетов).

Молодой семье, состоящей на учете в качестве участницы Программы, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области, может быть предоставлена за счет средств областного бюджета социальная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка в размере:

10 процентов от расчетной стоимости жилья при рождении (усыновлении) первого ребенка на погашение задолженности, связанной с приобретением жилья;

20 процентов от расчетной стоимости жилья при рождении (усыновлении) второго и последующих детей на погашение задолженности, связанной с приобретением жилья;

5 процентов от расчетной стоимости жилья при рождении (усыновлении) первого и последующих детей на погашение собственных средств ( раздел 5 областной Программы).

В силу абзаца 4 раздела 5 областной Программы на 2011-2015 годы молодые семьи, состоящие на учете в рамках областной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы", со дня вступления в силу настоящей Программы автоматически ставятся на учет в качестве участниц Программы.

Областная Программа на 2011-2015 годы вступила в силу с 22 июня 2010 года, с указанного времени семья Ганина Е.В. считается состоящей на учете в качестве ее участницы.

Суд первой инстанции указал, что областной Программой на 2011-2015 годы установлено право молодой семьи получить поддержку за счет средств федерального, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

Из пункта 12 Правил учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 августа 2010 N 527-п, следует, что если участница Программы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 8 настоящих Правил, или получила государственную поддержку на улучшение жилищных условий за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов, за исключением получения средств материнского капитала, то молодая семья исключается из списка участниц Программы.

Вместе с тем, указанных оснований, кроме получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, Федеральная целевая программа « Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы и утвержденные ею Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (пункт 18), не содержат.

Областная Программа на 2011-2015 годы устанавливает иные по сравнению с федеральным законодательством условия участия молодой семьи в названной программе.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречить акту более высокого уровня.

В силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия при разрешении спора применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу – федеральное законодательство.

Из приказа Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области от ****** и расчета следует, что семьей Ганина Е.В. была получена дополнительная социальная выплата на погашение части стоимости приобретенного жилья в случае рождения ребенка в размере *** руб. на семью из трех человек за счет средств субъекта РФ (10 процентов от расчетной стоимости жилья).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилья, установленная Федеральной целевой программой « Жилище» на 2002-2010 годы, федеральной подпрограммой на 2002-2010 годы и утвержденными ею Правилами, а также областной программой на 2002-2010 годы (по которым семья истца принималась на учет), была предоставлена семье Ганина в размере и порядке, установленных программами, с выдачей соответствующего свидетельства.

Полученная семьей Ганина социальная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки субъекта Российской Федерации, которая не лишает ее права на получение государственной социальной выплаты на улучшение жилищных условий путем выдачи соответствующего свидетельства.

Установленные федеральным законодательством основания для исключения молодой семьи Ганина из участников областной Программы на 2003-2010 годы отсутствовали.

При таких обстоятельствах постановление администрации г. Оренбурга от *** № 462-п об исключении семьи Ганиных Е.В. и ***17 из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы» является незаконным.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Принимая это во внимание, решение суда об отказе в удовлетворении требований Ганина Е.В. подлежит отмене.

На момент рассмотрения дела действует Федеральная целевая программа « Жилище» на 2011-2015 годы, которая содержит подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпрограмма направлена на обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса ( раздел 2).

Источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций …, средства молодых семей.

«Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», являющиеся приложением к подпрограмме, предусматривают, что социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам ( пункт 2).

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более ( пункт 10 Правил).

Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В пункте 42 Правил указано, что социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.

Согласно разделу 3 федеральной Программы на 2011-2015 годы субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья экономкласса при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья экономкласса, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилья экономкласса».

Ссылка ответчиков на раздел 2 подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы на 2011-2015 годы, а также п. 9 Правил, являющихся приложением к указанной подпрограмме, устанавливающих, что молодая семья может реализовать свое право на получение поддержки только 1 раз, не может быть принята судебной коллегией как основание для отказа в удовлетворении требований Ганина Е.В. о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Из анализа указанных положений данных нормативных правовых актов следует, что они подлежат применению в случае получения молодой семьей за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и ( или) местных бюджетов социальной поддержки, указанной подпрограммой, и перечисленной в ее разделе 2, а также в пункте 2 Правил.

Дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка, устанавливаемая субъектами РФ, участвующими в реализации федеральной     подпрограммы, к таким социальным выплатам не относится.

Судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ганина Е.В. к администрации г. Оренбурга, Министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области в части признания недействительным постановление № *** администрации г. Оренбурга от ****** об исключении семьи Ганиных из состава участников программы « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 -2010 годы» и обязании ответчиков предоставить Ганину Е.В. на состав семьи из трех человек социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года № 370 –пп « Об утверждении областной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы».

В удовлетворении исковых требований Ганина Е.В. к Управлению жилищной политики администрации города Оренбурга следует отказать, учитывая, что надлежащими исполнителями указанных Программ являются орган местного самоуправления и министерство молодежной политики, спора и туризма Оренбургской области.

Не находит судебная коллегия оснований для удовлетворения требований истца о не применении постановления № 6 администрации города от ****** в части исключения семьи Ганиных из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы» как противоречащего законодательству, как не носящих материально-правовой характер.

В части требований истца о признании за семьей Ганина Е.В. права на улучшение жилищных условий судебная коллегия также отказывает, учитывая, что ранее семья истца в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Иные требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку его семья принята на учет как молодая семья, не имеющая детей. Заявление истца о социальной выплате и включении его семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты как семьи молодого ученого подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и областной Программой на 2011-2015 годы.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 февраля 2012 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым исковые требования Ганина Е.В. к администрации города Оренбурга, Министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области удовлетворить частично.

Признать недействительным п. *** постановления администрации города Оренбурга от ****** в части исключения из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы» семьи Ганиных Е.В. и ***20.

Обязать администрацию города Оренбурга и Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области предоставить Ганину Е.В. на состав семьи из трех человек социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года № 370 –пп « Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы».

В удовлетворении остальных исковых требований Ганина Е.В. отказать.

Председательствующий:

Судьи: