Судья Фирсова Н.В. № 33-2770/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 мая 2012 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей Сайтбурхановой Р.Х. и Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 13 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Орск» о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и обязании принять меры по обустройству контейнерной площадки.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., представителя ответчика Пеняскина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Орск", ООО "Ленинский коммунальный сервис-2", в котором просил признать бездействие администрации МО «г.Орск» по непринятию мер к обустройству контейнерной площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной по ***, в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, незаконным; обязать администрацию МО «г.Орск» устранить указанные нарушения путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки, оборудовав бетонным или асфальтовым покрытием, установив не более 5 контейнеров, ограничив бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Просил обязать ООО "ЛКС-2" организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов путем ежедневного вывоза ТБО с контейнерной площадки по *** и проведения дезинфекции контейнеров в летнее время.
Впоследствии Орский межрайонный природоохранный прокурор изменил требования. Указал, что в жилом секторе по *** расположена контейнерная площадка, на которой находится 11 контейнеров для временного складирования твердых бытовых отходов, которые ограждены бетонными плитами, располагаются на бетонных плитах. Вокруг контейнеров имеется крупногабаритный мусор: картон, полиэтиленовые мешки, деревянные ящики. Поскольку размещение контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", то это создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и может повлечь вред здоровью населения. Указал также на то, что принятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г.Орск» является обязанностью администрации МО «г.Орск» в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Просил суд признать незаконными действия администрации МО «г.Орск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г.Орск», выразившиеся в размещении контейнерной площадки в жилом секторе по *** в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, отсутствия оборудованного твердого непроницаемого покрытия контейнерной площадки, отсутствия бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки; обязать администрацию МО «г.Орск» в срок до 01 июня 2012 года устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г.Орск» путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки в жилом секторе по *** а именно: к оформлению землеотводных документов на контейнерную площадку, к оборудованию контейнерной площадки бетонным или асфальтовым покрытием, к ограничению контейнерной площадки бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипов Р.Р. указанные требования поддержал в полном объеме, от требований к ООО "ЛКС-2" отказался.
Определением от 13 марта 2012 года отказ прокурора от иска к ООО "ЛКС-2" принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчика - администрации г. Орска Пеняскин А.В., исковые требования не признал, пояснив, что администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанности по вывозу, сбору и утилизации отходов возложены на УЖКХ. Считает, что оформлением земли под размещение контейнерных площадок должна заниматься организация, обслуживающая указанные территории.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 15 мая 2012 года исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Определено: признать незаконными действия администрации МО "город Орск" по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования "город Орск", выразившиеся в размещении контейнерной площадки в жилом секторе по *** в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, отсутствия бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки;
администрацию муниципального образования "город Орск" обязать в срок до 01 июня 2012 года устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования "город Орск" в жилом секторе по ***, путём принятия мер:
-к оформлению землеотводных документов на контейнерную площадку,
-к оборудованию контейнерной площадки бетонным или асфальтовым покрытием,
-к ограничению контейнерной площадки бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В апелляционной жалобе администрация города Орска просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
Орский межрайонный природоохранный прокурор в представленных возражениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО г.Орск – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Пунктами 11,24,25,26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно ст.ст.12,13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.10 Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в МО «г.Орск» от 02.12.2009 года № 57-1015, утвержденных решением Орского городского Совета депутатов в г.Орске утвержден контейнерный способ сбора и вывоза твердых бытовых отходов для муниципального и индивидуального жилых фондов.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и оформлением землеотводных документов (п. 3.11. Правил), а также СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Исследовав представленные доказательства, в частности справку ведущего специалиста-эксперта Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, составленный Орской межрайонной природоохранной прокуратурой акт осмотра местности от 07.12.2011 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что в районе дома №*** в нарушение требований действующего санитарного законодательства расположена контейнерная площадка, на которой установлено 11 контейнеров. На момент осмотра контейнеры переполнены, вокруг разбросан мусор; площадка, на которой расположены контейнеры, не ограничена бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. В результате этого нарушаются предусмотренные ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания.
Поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурором обоснованно предъявлены к администрации МО «г.Орск».
При этом суд первой инстанции не согласился с доводами ответчика о том, что указанные в иске обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов должны быть возложены на УЖКХ администрации г.Орска. Поскольку оборудование контейнерной площадки должно осуществляться в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, доводы ответчика относительно необязательности ограничения площадки зелёными насаждениями по периметру, ввиду отсутствия прямого указания на это в ранее действовавших СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", суд также признал несостоятельными.
Судом установлено, что земельный участок в районе домов ***, на котором расположены контейнерные площадки, находится в ведении МО «г.Орск». Однако, документы об отводе земельного участка под размещение контейнерной площадки для сбора бытовых отходов не оформлены, в перечень контейнерных площадок, размещение которых разрешено распоряжением администрации г.Орска № 5461-р от 14.12.2004 года, данная площадка не включена. При этом обязанность по оформлению документов и оборудованию контейнерной площадки не может быть возложена на УЖКХ администрации г.Орска.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность администрации г.Орска по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64. Поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся по сути к несогласию с выводами суда первой инстанции, не могут быть признаны состоятельными. Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для признания их неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 330 ГПК РФ могли послужить основанием для отмены или изменения решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 13 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи