Судья Радаева О.И. Дело № 33-2782/2012
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокаевой Е.Д.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела 22 мая 2012 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Орска на решение Октябрьского районного суда города Орска от 12 марта 2012 года по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Орск» о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и обязании принять меры по обустройству контейнерной площадки, расположенной по ***.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., пояснения представителя ответчика администрации г. Орска Пеняскина А.В., действующего на основании доверенности от ***, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Трофимова А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Орск", ООО "Ленинский коммунальный сервис-4" по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки установлено, что в жилом секторе по *** расположена контейнерная площадка, на которой находится 8 огражденных бетонными плитами контейнеров для временного складирования твердых бытовых отходов.
Поскольку размещение контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", то это создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и может повлечь вред здоровью населения.
Прокурор считает, что принятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г. Орск» является обязанностью администрации МО «г. Орск» в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако указанные полномочия должным образом не исполняются ответчиком.
Просил суд признать бездействие администрации МО «г. Орск» по непринятию мер к обустройству контейнерной площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной по *** в ***, незаконным; обязать администрацию МО «г. Орск» устранить указанные нарушения путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки, оборудовав бетонным или асфальтовым покрытием, установив не более 5 контейнеров, ограничив бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Просил обязать ООО "ЛКС-4" организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов путем ежедневного вывоза ТБО с контейнерной площадки по *** в *** и проведения дезинфекции контейнеров в летнее время.
Впоследствии Орский межрайонный природоохранный прокурор изменил требования. Просил суд признать незаконными действия администрации МО «г. Орск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г.Орск», выразившиеся в размещении контейнерной площадки в жилом секторе по *** в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, отсутствия оборудованного твердого непроницаемого покрытия контейнерной площадки, отсутствия бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки; обязать администрацию МО «г. Орск» в срок до *** устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «г.Орск» путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки в жилом секторе по ***, а именно: к оформлению землеотводных документов на контейнерную площадку, к оборудованию контейнерной площадки бетонным или асфальтовым покрытием, к ограничению контейнерной площадки бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Определением суда от 12 марта 2012 года производство по делу в части требований, заявленных к ООО «ЛКС-4» прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части.
В судебном заседании представитель истца помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипов Р.Р. требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Орска Пеняскин А.В. исковые требования не признал, считает, что надлежащим ответчиком по делу является УЖКХ администрации г. Орска.
Решением Октябрьского районного суда Оренбургской области от 12 марта 2012 года исковые требования природоохранного прокурора были удовлетворены в полном объеме с учетом их уточнения.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести по делу новое решение.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему:
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 12 указанного выше Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредных воздействий на человека факторов среды обитания.
В силу ст. 51 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российский Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года №64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
В соответствии с п. 3.10 Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в МО «г. Орск» от 02 декабря 2009 года №57-1015, утвержденных решением Орского городского Совета депутатов в г. Орске утвержден контейнерный способ сбора и вывоза твердых бытовых отходов для муниципального и индивидуального жилых фондов.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и оформлением землеотводных документов (п. 3.11. Правил).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на территории МО «г. Орск» в районе домов *** на контейнерной площадке расположены контейнеры для организованного сбора твердых бытовых отходов. Они установлены с нарушением п. п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, включая то, что указанная площадка не ограничена зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, а также отсутствуют землеотводные документы под размещение контейнерных площадок, в перечень контейнерных площадок, размещение которых разрешено распоряжением администрации г. Орска №5461-р от 14.12.2004 года, данная площадка не включена.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что указанная контейнерная площадка размещена и оборудована в нарушение требований действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанная контейнерная площадка была оборудована до введения в действия СанПин 2.1.2.2645-10, в связи с чем его применение к спорным правоотношениям является неправомерным, судебная коллегия находит несостоятельными, так как согласно ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Принятые СанПин 2.1.2.2645-10 являются обязательными для применения при размещении контейнерных площадок, наряду с СанПин 42-128-4690-88, на которые ссылается ответчик.
Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, к вопросам местного значения городского округа – организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, с учетом анализа положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона «Об охране окружающей среды», пришел к правильному выводу, что в обязанности администрации муниципального образования МО «г.Орск» входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом нахождение земельного участка на балансе не муниципального образования, а балансе иного юридического лица в силу гражданско-правовых отношений, либо отсутствие оформления земельного участка, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность по организации размещения и оборудования контейнерной площадки, а также оформления землеотводных документов лежит на администрации г. Орска, поскольку указанные выше положения закона обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов относят к ведению органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы по возложению указанной обязанности на обслуживающие организации основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку оборудование контейнерной площадки должно осуществляться в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, доводы ответчика относительно необязательности ограничения площадки зелёными насаждениями по периметру, ввиду отсутствия прямого указания на это в ранее действовавших СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", являются несостоятельными.
Указание администрацией г. Орска на непредставление прокурором доказательств о возможности расположения контейнерных площадок в жилом секторе по адресу: *** а также согласования с районным архитектором и районными санэпидстанциями, по мнению судебной коллегии, является необоснованным, поскольку оформление настоящих документов является обязанностью администрации города, отсутствие согласования также указывает на бездействие администрации по фактам указанным в исковом заявлении. Кроме того, суд в решении обязывает администрацию принять меры по размещению и устройству контейнерной площадки в соответствии с требованиями закона с указанием на жилой сектор, а не оборудовать конкретную контейнерную площадку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность администрации г.Орска по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64, а организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к несогласию с выводами суда первой инстанции, не могут быть признаны состоятельными.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для признания их неправильной судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 330 ГПК РФ могли послужить основанием для отмены или изменения решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 12 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи