судья Гук Н.А. дело № 33-4812/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 04 сентября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Коваленко А.И.
с участием прокурора Христич Т.В.
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баймурзина Ж.Д. к Управлению социальной защиты населения администрации г.Орска, Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертном совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов об установлении причинной связи заболеваний с инвалидностью, связанной с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, признании незаконными справок Бюро медико-социальной экспертизы, взыскании невыплаченных сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установлении ежемесячной компенсации вреда здоровью
по апелляционным жалобам Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов,
Управления социальной защиты населения администрации г.Орска,
на решение Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 21 марта 2012 года, которым исковые требования Баймурзина Ж.Д. удовлетворены, суд постановил:
признать незаконными действия Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, по отказу Баймурзину Ж.Д. в установлении причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС;
признать незаконными: справку серии МСЭ-013 № 023844, выданную Главным бюро МСЭ от 29.01.2002 года, справку серии МСЭ-2001 № 4543987, выданную Межрайонным бюро МСЭ Оренбургской области от 29.04.2004 года;
обязать Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, выдать Баймурзину Ж.Д. заключение о причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС;
признать за Баймурзиным Ж.Д. гарантированные законодательством права, исходя из ранее установленной ему с 19.03.1999 года бессрочно причины инвалидности «заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС»;
взыскать с Управления социальной защиты населения администрации г.Орска Оренбургской области за счет средств федерального бюджета в пользу Баймурзина Ж.Д. невыплаченные суммы ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.02.2002 года по 31.12.2011года в сумме *** рублей;
обязать Управление социальной защиты населения администрации г.Орска установить Баймурзину Ж.Д. на 01.01.2012 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме *** рублей с последующей индексацией согласно действующему законодательству.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» - Фазлаевой О.В., не возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Баймурзина Ж.Д. и его представителей Истоминой О.В., Аманкуловой Э.Б., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Баймурзин Ж.Д. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Октябрьского района г.Орска, Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертном совету об установлении причинной связи заболеваний с инвалидностью, связанной с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и назначении ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью. В обоснование требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. 19.03.1999 года межрайонным кардиологическим бюро МСЭ ему была установлена *** группа инвалидности со степенью утраты трудоспособности *** на срок до 01 мая 2004 года, причина инвалидности – заболевание, связанное с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. 29.01.2002 года Главное бюро МСЭ Оренбургской области заочным решением произвело внеочередное переосвидетельствование и выдало ему справку, указав причину инвалидности – общее заболевание. По заключению Екатеринбургского межведомственного экспертного совета от 05.11.2002 года причинная связь между имеющимися у него заболеваниями, инвалидностью и участием в ликвидации последствий аварии отсутствует. Данное решение лишило его права на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми он пользовался ранее, в том числе на получение ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью. Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет в своем решении от 01.11.2004 года также указал, что его заболевания относятся к общим заболеваниям и с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связаны. Полагал, что на дату первоначального освидетельствования обнаруженные у него заболевания были предусмотрены Перечнем заболеваний, возникновение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий на ЧАЭС, утвержденным приказом Минздрава РФ 23.03.1993 года №45, следовательно, причинная связь между этими заболеваниями и участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС должна была быть установлена в безусловном порядке без направления на освидетельствование в межведомственный экспертный совет. В связи с отказом в установлении ему причинной связи заболевания с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС он утратил право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
С учетом уточнения исковых требований Баймурзин Ж.Д. просил суд: признать незаконными действия Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по отказу в установлении причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС; признать незаконными: справку серии МСЭ-013 №023844, выданную Главным бюро МСЭ от 29.01.2002 года, справку серии МСЭ-2001 № 4543987, выданную Межрайонным бюро МСЭ Оренбургской области от 29.04.2004 года; обязать экспертный совет выдать заключение о причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС; признать за ним гарантированные законодательством права, исходя из ранее установленной ему с 19.03.1999 года бессрочно причины инвалидности «заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС»; обязать УСЗН установить ему с 01.01.2012 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме *** рублей с последующей индексацией согласно действующему законодательству; взыскать с УСЗН Октябрьского района г.Орска за счет средств федерального бюджета невыплаченные суммы ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере *** рублей за период с 01.02.2002 года по 31.12.2011 года.
Определением Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 26 января 2012 года к участию в деле в качестве надлежащего ответчика вместо Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Орска привлечено Управление социальной защиты населения администрации г.Орска Оренбургской области.
Определением суда от 02 марта 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании истец Баймурзин Ж.Д. и его представители Аманкулова Э.Б., Истомина О.В., допущенные к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН администрации г.Орска Оренбургской области Окунева Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что для назначения и выплаты Баймурзину Ж.Д. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью он должен был обратиться в установленном законом порядке с заявлением и всеми необходимыми документами, в том числе специальным удостоверением инвалида и заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Представители ответчика – Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета, третьих лиц – ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области», Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве заместитель председателя экспертного совета просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава РФ от 23.03.1993г. №45, предназначался исключительно для использования межведомственными экспертными советами как ориентировочный, не имеющий обязательной силы, не был адресован органам МСЭ, а включенные в него нозологические формы принципиально не могли быть поставлены в причинную связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в безусловном порядке. Указанный приказ № 45 утратил силу в 2001 году, т.е. задолго до освидетельствования Баймурзина Ж.Д. в межведомственных экспертных советах. Заболевания Баймурзина Ж.Д. не входят в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом Минздрава РФ от 26 мая 1999 года №198/85, так же как и в Перечень, утвержденный приказом Минздрава РФ от 16.10.1992г. №279. Баймурзин Ж.Д. утратил право на получение компенсации по возмещению вреда здоровью раньше, чем был освидетельствован межведомственным экспертным советом.
Руководитель Главного бюро МСЭ по Оренбургской области в письменном отзыве также возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что приказ Минздрава РФ от 23.03.1993 №45, которым были внесены изменения в Приказ Минздрава РФ от 16.10.1992 №279 и расширен Перечень заболеваний, возникновение которых может быть поставлено в связь с радиационным воздействием на человека, не был опубликован и не вступил в законную силу. На момент освидетельствования Баймурзина Ж.Д. 05.04.1999 года имеющиеся у него заболевания не входили в Перечень заболеваний, утвержденный приказом №279, и оснований для определения ему причины инвалидности, связанной с ЧАЭС, без заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии не имелось. В связи с чем, в 2002 году решение Орского кардиологического межрайонного бюро об определении истцу причины инвалидности «заболевание связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС» было отменено. Так как действовавшим в 2002 году Перечнем, утвержденным Приказом Минздрава РФ, Минтруда РФ от 26.05.1999 года № 198/85, имевшиеся у Баймурзина Ж.Д. заболевания предусмотрены не были, ему была определена причина инвалидности «общее заболевание».
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики, в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционные жалобы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» также просит решение суда отменить, указывает на противоречивость выводов суда, их несоответствие обстоятельствам дела.
В возражениях относительно апелляционных жалоб Баймурзин Ж.Д. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Баймурзин Ж.Д. принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 01.08.1986 года по 27.10.1986 года в качестве военнослужащего, ***. (т. 1 л.д. 140).
Согласно справке Межрайонного кардиологического бюро медико-социальной экспертизы г. Орска № 469694 от 05.04.1999 года Баймурзину Ж.Д. установлена *** группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, инвалидность установлена на срок до 01.05.2004 года, основание акт №946 (т.1 л.д.130).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Баймурзину Ж.Д. с 19.03.1999 года было назначено и выплачивалось возмещение вреда здоровью в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из материалов дела следует, что 29 января 2002 года Главным бюро государственной службы медико-социальной экспертизы Оренбургской области выдана справка серии МСЭ-013 № 023844 (т.1 л.д.8), в которой указана причина инвалидности – общее заболевание, инвалидность установлена на срок до 1 февраля 2003 года.
В связи с тем, что причиной инвалидности Баймурзина Ж.Д. установлено общее заболевание, ему с 1.02.2002 года прекращена выплата сумм в возмещение вреда здоровью.
Решением Екатеринбургского межведомственного экспертного совета от 05.11.2002 года №798-13/2002 (т.1 л.д.29) установлено, что заболевание Баймурзина Ж.Д. – ***, - ставшее причиной инвалидности, общее, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связано.
При повторном освидетельствовании 26.04.2004 года Баймурзину Ж.Д. установлена *** группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – общее заболевание, о чем выдана справка межрайонного бюро МСЭ. ( т.1 л.д.9)
1.11.2004 года Санкт-Петербургским межведомственным экспертным советом дано заключение о том, что имеющиеся у Баймурзина Ж.Д. заболевания – общие, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связаны. ( т.1 л.д. 13)
Согласно части 10 статьи 24 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, действовавшей на дату освидетельствования Баймурзина Ж.Д. в 1999 году, при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Разрешая спор, суд, ссылаясь на приведенные положения закона, исходил из того, что обнаруженные при освидетельствовании Баймурзина Ж.Д. в 1999 году заболевания соответствовали ряду заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, указанного в Приложении № 8 к Приказу Министерства здравоохранения РФ № 45 от 23 марта 1993 года «О внесении изменений и дополнений к Приказу Минздрава РФ от 16 октября 1992 г. № 279 «Об организации оказания медицинской помощи и установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационному воздействию».
В связи с этим, суд пришел к выводу, что первоначально в 1999 году Межрайонным кардиологическим бюро МСЭ г. Орска Баймурзину Ж.Д. была правомерно установлена в безусловном порядке причинная связь инвалидности с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому при повторном освидетельствовании инвалидность также должна была быть признана связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственном экспертном совете.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в связи с отказом в установлении причинной связи инвалидности с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС действия Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета нарушают право истца на получение льгот и компенсаций, предусмотренных законом, которых он был лишен.
На этом основании суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконными справки серии МСЭ-013 № 023844 от 29.01.2002 года и МСЭ-2001 № 4543987 от 29.04.2004 года, а также действия Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета, обязав данного ответчика выдать заключение о причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС, а также взыскал с Управления социальной защиты населения суммы ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с даты прекращения выплат 1.02.2002 года по 31.12.2011 года в сумме *** рублей и обязал УСЗН установить Баймурзину Ж.Д. с 01.01.2012 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме *** рублей с последующей индексацией.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку они основаны на неверном применении закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.10.1992 года № 279 «Об организации оказания медицинской помощи и установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям» в целях улучшения медицинского обслуживания лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, на Российский межведомственный экспертный совет при гематологическом научном центре РАМН и региональные межведомственные экспертные советы возложено рассмотрение обращений и заявлений граждан по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти в результате радиационных воздействий и утвержден Ориентировочный перечень заболеваний, возникновение которых может быть постановлено в связь с радиационным воздействием на человека (Приложение 5). Пунктом 5 Приложения 4 к указанному Приказу предусмотрено, что при проведении экспертизы совет опирается на ориентировочный перечень заболеваний (Приложение 5) и учитывает дозовую зависимость риска заболевания.
В связи с созданием дополнительных экспертных советов в вышеприведенный Приказ были внесены изменения и дополнения Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.03.1993 года № 45, которым также утвержден Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение №8). Согласно Приложению №8 связь заболеваний с непосредственным воздействием ионизирующего излучения должна рассматриваться индивидуально на основании характерных клинических данных и дозы облучения в соответствии с приложением 5 к Приказу Минздрава РФ от 16.10.92 N 279, вопрос о связи других заболеваний, перечень которых приведен, следует рассматривать с учетом комплекса всех остальных нелучевых факторов (экстремальная ситуация, физическое и психическое перенапряжение, нерациональное питание, длительное ношение респираторов и противогазов, пылевой фактор и др.).
Указанные Перечни заболеваний были приняты, когда действовала следующая редакция частей 7,10 статьи 24 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( до редакции, принятой Федеральным законом от 24.11.1995 N 179-ФЗ) : установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.
Таким образом, до изменения Федеральным законом от 24.11.1995 N179-ФЗ редакции части 10 статьи 24 названного Закона ВТЭК в отношении указанных в ней граждан устанавливали инвалидность связанной с выполнением работ по ликвидации последствий аварии в безусловном порядке, не опираясь на Перечни заболеваний, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.10.1992 года № 279 и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.03.1993 года № 45.
Кроме того, названные приказы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 06.02.2001 N 28, который был принят в целях упорядочения ведомственных нормативных актов Минздрава России по вопросу совершенствования деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся воздействию радиации.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава РФ от 23.03.1993 года № 45, на который сослался суд при разрешении спора, был предназначен для межведомственных экспертных советов при разрешении вопросов по установлению причинной связи заболеваний у лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.04.1993 N 307 "О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня официального опубликования в газете "Российские вести", если в самом акте не указан более поздний срок.
Однако, приказ Минздрава РФ от 23.03.1993 года № 45 опубликован не был.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент освидетельствования Баймурзина Ж.Д. Орским межрайонным кардиологическим бюро в марте-апреле 1999 года отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Такой перечень был утвержден Приказом Минздрава РФ N 198, Минтруда РФ N 85 от 26.05.1999 года "О Перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС" и в нем указано, что он принят в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ).
Кроме того, пунктом 2 указанного Приказа предусмотрено, что при установлении учреждениями Государственной службы медико - социальной экспертизы инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно - врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
Таким образом, только после утверждения данного Перечня учреждения МСЭ могли руководствоваться им при установлении инвалидности в отношении указанных категорий граждан. Поэтому при освидетельствовании Баймурзина Ж.Д. в марте-апреле 1999 года Орское межрайонное кардиологическое бюро не вправе было применять Перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава РФ от 23.03.1993 года № 45, т.к. данный перечень был предназначен для межведомственных экспертных советов при разрешении вопросов по установлению причинной связи заболеваний у лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установление Баймурзину Ж.Д. указанным бюро МСЭ в безусловном порядке причины инвалидности связанной с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС было неправомерным.
При таких обстоятельствах является неправильным вывод суда первой инстанции о том, что при повторном освидетельствовании инвалидность также должна была быть признана связанной с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственном экспертном совете, поскольку утвержденному впоследствии Перечню заболеваний не придана обратная сила.
На момент освидетельствования Баймурзина Ж.Д. Санкт-Петербургским межведомственным экспертным советом действовал Перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, утвержденный Приказом Минздрава РФ N 198, Минтруда РФ N 85 от 26.05.1999 года. Имевшиеся у Баймурзина Ж.Д. на момент освидетельствования заболевания в указанном Перечне отсутствуют.
Довод представителей истца о том, что указанный Перечень не мог применяться, поскольку ему не придана обратная сила, является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании данного нормативного акта. Для установления причинной связи развившихся на момент освидетельствования заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы межведомственный экспертный совет должен руководствоваться тем перечнем заболеваний, который действовал на момент освидетельствования.
Учитывая изложенное, а также то, что в обоснование требований о признании незаконными действий Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета и обязании выдать заключение о причинной связи инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС, Баймурзин Ж.Д. ссылается только на то, что такая причинная связь была установлена ему ранее в безусловном порядке, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения соответствующих требований Баймурзина Ж.Д.
Признавая незаконными справки, выданные главным бюро МСЭ от 29.01.2002 года и Орским межрайонным бюро от 29.04.2004 года, суд не учел, что решения указанных учреждений Баймурзиным Ж.Д. не обжаловались и недействительными в установленном законом порядке не признавались, а учреждения, их принявшие, ликвидированы.
Восстанавливая Баймурзину Ж.Д. право на получение ежемесячной денежной компенсации за период с 1.02.2002 года по 31.12.2011 года и признавая за ним право на указанную компенсацию на будущее время, суд исходил из правомерно установленной истцу в 1999 году причины инвалидности бессрочно.
Между тем, по справке Межрайонного кардиологического бюро от 29.01.1999 года указанная инвалидность была установлена Баймурзину Ж.Д. на срок до 1 мая 2004 года.
В последующем при переосвидетельствовании Баймурзина Ж.Д. учреждениями МСЭ была установлена причина инвалидности - общее заболевание. Приведенными выше заключениями Екатеринбургского и Санкт-Петербургского межведомственных экспертных Советов причинная связь между заболеванием и инвалидностью Баймурзина Ж.Д. с последствиями ликвидации аварии не установлена.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Баймурзина Ж.Д. в части признания незаконными справок МСЭ от 29.01.2002 года и от 29.04.2004 года и признания за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации как инвалиду вследствие заболевания, связанного с ликвидацией аварии на ЧАЭС, не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе Баймурзину Ж.Д. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 21 марта 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Баймурзина Ж.Д. к Управлению социальной защиты населения администрации г.Орска, Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертном совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов об установлении причинной связи заболеваний с инвалидностью, связанной с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, признании незаконными справок Бюро медико-социальной экспертизы, взыскании невыплаченных сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установлении ежемесячной компенсации вреда здоровью, отказать.
Председательствующий:
Судьи: