апелляционное определение от 06.09.2012 года по делу № 33-5102/2012



судья Бермухамбетова Т.А. Дело № 33-5102/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 6 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Сенякина И.И., Судак О.Н., с участием прокурора Трофимова А.А., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 26 июня 2012 года по делу по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области к администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза отходов и мусора, указывая, что прокуратурой Новоорского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере исполнения обязательных требований к источникам водоснабжения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в следующем.

На территории окраины с. Красноуральск МО «Приреченский сельсовет» справа от полевой дороги, ведущей от села в сторону животноводческих баз, на расстоянии 48 метров от ближайшего жилого дома имеется несанкционированная свалка площадью 9х26 метров, на которой преимущественно размещены отходы от животноводства (навоз), твердые бытовые отходы (бутылки, пакеты, упаковочная бумажная и металлическая тара), строительные отходы (кирпич, битый шифер).

Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что администрацией МО «Приреченский сельсовет» не предпринимается необходимых и достаточных мер по ее ликвидации. Обязанность по очистке территории поселения лежит на главе администрации поселения и должна производиться регулярно. Существование свалки наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в данном случае, проживающих на территории МО «Приреченский сельсовет».

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Приреченский сельсовет, выразившееся в отсутствии регулярной очистки территории поселения от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на земельном участке, расположенном на территории МО «Приреченский сельсовет», а именно окраины с. Красноуральск справа от полевой дороги, ведущей от села в сторону животноводческих баз на расстоянии 48 метров от ближайшего дома и обязать администрацию устранить выявленные нарушения законодательства.

В судебном заседании прокурор Дьяченко А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области Еремин С.И., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора.

Решением суда заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии регулярной очистки территории поселения от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на земельном участке, расположенном на территории МО «Приреченский сельсовет», а именно окраины с. Красноуральск справа от полевой дороги, ведущей от села в сторону животноводческих баз на расстоянии 48 метров от ближайшего дома. Администрацию МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области обязана устранить выявленные нарушения законодательства. Судебные издержки отнесены за счет средств федерального бюджета.

С таким решением суда не согласна администрация МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, в апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., заключение прокурора Трофимова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары 9продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Данная обязанность также закреплена в п. 19 ст. 5 Устава МО Приреченский сельсовет и в пункте 13. Положения об организации порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Приреченский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов МО Приреченский сельсовет от 04.06.2009 года № 95.

Судом установлено, что на территории окраины с. Красноуральск МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области справа от полевой дороги, ведущей от села в сторону животноводческих баз, на расстоянии 48 метров от ближайшего жилого дома обнаружена несанкционированная свалка площадью 9х26 метров, на которой преимущественно размещены отходы от животноводства (навоз), твердые бытовые отходы (бутылки, пакеты, упаковочная бумажная и металлическая тара), строительные отходы (кирпич, битый шифер).

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку в нарушение вышеприведенных норм права ответчик не обеспечил надлежащим образом очистку территории поселения от мусора и отходов, что привело к образованию несанкционированной свалки.

Таким образом, поскольку при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории с. Красноуральск Новоорского района ответчиком не соблюдаются требования природоохранного законодательства, решение суда о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что не доказано бездействие администрации МО Приреченский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования обнаружена несанкционированная свалка, данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя администрации МО Приреченский сельсовет Ереминым С.И. Принятие решения № 95 от 04.06.2009 года об утверждении Положения об организации порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не является надлежащим исполнением администрацией муниципального образования Приреченский сельсовет своей обязанности, которая должна быть исполнена фактически.

Довод апелляционной жалобы о том, что свалка располагается за границами села не может быть принят во внимание, поскольку доказательства в его подтверждение не представлены..

Иные доводы жалобы сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда либо основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: