№ 33-4826/2012



судья Андреева Л.Ф. дело № 33-4826/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей Имамова Ю.М. и Ившиной Т.В., при секретаре Дороховой Т.А., рассмотрев 30 августа 2012 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 05 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Шнякина С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (далее – УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области) о признании частично незаконным решения начальника УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области,

заслушав судью-докладчика, объяснения представителя УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области Д. Т.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 года, поддержавшей доводы жалобы, Шнякина С.В., считавшего решение суда законным, судебная коллегия

    

установила:

Шнякин С.В. обратился в суд с иском к УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области, указав, что 19.03.2012 года он обратился в УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у него возникло право на назначение указанной пенсии. Решением начальника УПФР в Новосергиевском районе № 156 от 18.04.2012 года, в удовлетворении заявления было отказано. С данным решением он частично не согласен, считает, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости должны быть включены периоды службы в рядах Вооруженных Сил с 06.07.1987г. по 25.05.1989 года, а также включен период нахождения на курсах повышения квалификации: с 07.05.2007 года по 19.06.2007 года, с 20.09.2008 года по 29.12.2008 года. Также считает, что необоснованно не были засчитаны в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периоды работы в *** в должности ***: с 01.08.1995 года по 06.05.2007 года, и с 20.06.2007 года по 31.12.2007 года. Просил признать решение начальника УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области № 156 от 18.04.2012 года частично незаконным, обязать УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области включить вышеуказанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 19.03.2012 года.

Решением суда исковые требования Шнякина С.В. удовлетворены. Признано незаконным решение начальника УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области № 156 от 18.04.2012 года в части отказа в назначении Шнякину С.В. досрочной трудовой пенсии по старости. Суд обязал УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области засчитать Шнякину С.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: периоды курсов повышения квалификации с 07.05.2007 года по 19.06.2007 года; с 20.09.2008 года по 29.12.2008 года; службу в армии с 06.07.1987 года по 25.05.1989 год. Периоды работы Шнякина С.В. с 07.05.2007 года по 19.06.2007 года; с 01.08.1995 года по 06.05.2007 года, с 20.06.2007 года по 31.12.2007 года – в качестве *** в *** подлежат включению УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев; период с 20.09.2008 года по 29.12.2008 года – в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца. Суд обязал УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области назначить и выплачивать Шнякину С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения за указанной пенсией - с 19.03.2012 года.

В апелляционной жалобе УПФР в Новосергиевском районе Оренбургской области просит решение суда отменить в части зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в армии с 06.07.1987 года по 25.05.1989 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Поскольку решение суда в части включения истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 07.05.2007 года по 19.06.2007 года; с 20.09.2008 года по 29.12.2008 года и в части льготного исчисления периодов работы с 07.05.2007 года по 19.06.2007 года, с 01.08.1995 года по 06.05.2007 года, с 20.06.2007 года по 31.12.2007 года как 1 год за 1 год и 09 месяцев; периодов работы с 20.09.2008 года по 29.12.2008 года как 1 год за 1 год и 3 месяца, не обжаловалось, законность и обоснованность решения суда в этой части судебной коллегией не проверялись, а поэтому оно подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в своем определении от 10.03.2005 г. № 14-О, период прохождения военной службы включается лишь в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Однако, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», или в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В частности, в соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитываются периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совмине СССР, МВД СССР и органах милиции.

В силу положений пункта 1 пп. г и пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, в том случае, если не менее 2/3 стажа (то есть не менее 16 лет 8 мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на пенсию за выслугу лет.

Судом первой инстанции установлено, что Шнякин С.В. проходил военную службу по призыву с 06.07.1987 г. по 25.05.1989 г.

Период службы Шнякина С.В. в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Как следует из материалов дела, на момент обращения истца за назначением пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения он имел специальный стаж 22 года 08 месяцев 11 дней, то есть более необходимых 2/3 стажа, предусмотренного вышеуказанным Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Таким образом, спорный период службы Шнякина С.В. в армии с 06.07.1987 г. по 25.05.1989 г. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом спорного периода и периодов, включенных ответчиком, специальный стаж истца, на день обращения с заявлением о назначении пенсии, составил более 30 лет, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу данный вид пенсии со дня обращения за ней.

Довод пенсионного органа о том, что на 31 декабря 2001 г. Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, утратило силу и не действовало, а, значит, не подлежало применению при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

При этом не может быть принят во внимание довод пенсионного органа о том, что в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. №70 об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» продолжительность специального стажа в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости может быть исчислена по законодательству, действовавшему в период выполнении данной работы, при условии, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта гражданин полностью выработал необходимый общий стаж или специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Как было указано выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П также высказал правовую позицию в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с которой у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Таким образом, вопрос о наличии необходимого льготного стажа для назначения пенсии, в том числе и в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, должен определяться на день обращения гражданина за назначением пенсии, а не на день отмены соответствующего нормативного акта.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 05 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: