судья Месяц О.К. дело № 33-3096-2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июня 2012 года г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Салащенко О.В.,
судей Васякина А.Н., Никитиной А.И.,
при секретаре Файзуллиной Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аймагамбетова Ж.К. о признании незаконным бездействия участковой избирательной комиссии №1105, решения территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга
по апелляционной жалобе Аймагамбетова Ж.К. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения Аймагамбетова Ж.К. и его представителя Мунжасарова Н.Н., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимова А.А., полагавшего решение суда оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Аймагамбетов Ж.К. обратился в Центральный районный суд г.Оренбурга с вышеназванным заявлением, указав, что в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва (далее – избирательная кампания) он являлся членом участковой избирательной комиссии № 1105 (далее – УИК № 1105) с правом решающего голоса от политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации (далее – КПРФ).
УИК № 1105 была сформирована территориальной комиссией Центрального района г. Оренбурга (далее – ТИК), при этом, исходя из количества зарегистрированных избирателей на территории избирательного участка № 1105 в 2008 человек, её численный состав был установлен в количестве 15 членов.
Полагал, что такие действия ТИК противоречат закону, поскольку при формировании УИК № 1105 использовались данные о количестве зарегистрированных избирателей на 1 июля 2010 г. Фактически на момент формирования УИК № 1105 (на 11 февраля 2011 г.) было зарегистрировано 1903 человека, следовательно, численный состав членов УИК № 1105 не мог превышать 11 человек.
Им направлялось заявление на имя председателя ТИК с требованием привести численный состав УИК № 1105 в соответствие с законодательством, однако мер по его заявлению принято не было.
Кроме того, указал, что организационное заседание УИК № 1105 было проведено с нарушением закона и его прав, как члена комиссии, поскольку он не был извещён о времени и месте такого заседания.
Просил признать действие ТИК, выразившееся в формировании в период избирательной кампании УИК № 1105 в количестве 15 членов с правом решающего голоса незаконным; признать бездействие председателя УИК № 1105, выразившееся в неизвещении его как члена УИК № 1105 с правом решающего голоса о времени и месте организационного заседания комиссии незаконным.
Определением Центрального районного суда г.Оренбурга от 17 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Аймагамбетова Ж.К. передано на рассмотрение Дзержинскому районному суду г.Оренбурга.
Решением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 26 августа 2011 года заявление Аймагамбетова Ж.К. удовлетворено частично : бездействие председателя УИК №1105 Центрального района г.Оренбурга, связанное с неизвещением его о времени и месте организационного заседания участковой избирательной комиссии № 1105 Центрального района г.Оренбурга признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 ноября 2011 года вышеуказанное решение отменено, дело возвращено в районный суд для решения вопроса о его передаче в другой суд по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Определением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 27 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Аймагамбетова Ж.К. передано на рассмотрение Ленинскому районному суду г.Оренбурга.
При новом рассмотрении дела Аймагамбетов Ж.К. и его представитель Мунжасаров Н.Н., допущенный к участию в деле на основании устного заявления, заявленные требования поддержали.
Прокурор полагал требования заявителя в части признания незаконным бездействия председателя УИК №1105, выразившегося в неизвещении его о времени и месте проведения организационного заседания, обоснованными, в остальной части (признание незаконным действий ТИК по формированию УИК №1105) – не подлежащими удовлетворению.
Представитель ТИК в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором возражал против требований Аймагамбетова Ж.К.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2012 года заявление Аймагамбетова Ж.К. удовлетворено частично : бездействие председателя УИК №1105 Центрального района г.Оренбурга, связанное с неизвещением его о времени и месте организационного заседания УИК № 1105, состоявшегося 15 февраля 2011 года, признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Аймагамбетов Ж.К. просит указанное решение в части отказа в удовлетворении его требования о признании решения ТИК Центрального района от 11 февраля 2011 года по формированию УИК №1105 в количестве 15 человек отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новое решение, которым его требование удовлетворить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в обжалуемой Аймагамбетовым Ж.К. части, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением № 10/24-59 ТИК от 11 февраля 2012 г. сформирована и утверждена УИК № 1105 с численным составом 15 человек, 5 из которых - представители политических партий.
Аймагамбетов Ж.К. являлся членом УИК № 1105 с правом решающего голоса от политической партии КПРФ на выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва.
Отказывая заявителю в удовлетворении требования о признании действий ТИК, выразившихся в формировании в период избирательной кампании УИК № 1105 в количестве 15 членов с правом решающего голоса незаконным, суд первой инстанции исходил из того, на момент формирования УИК № 1105 численность зарегистрированных избирателей на территории избирательного участка № 1105 составляла более 2000 человек.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается по следующим основаниям.
Общие принципы системы, статуса и порядка формирования избирательных комиссий установлены Главой IV Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), согласно которой компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются указанным Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом (ст. 27 Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 Закона Оренбургской области от 16.11.2005 N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" (далее – Закон № 2711/469-III-ОЗ) для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа либо командиром воинской части. В случаях, предусмотренных частями 4, 4.1 указанной статьи, избирательные участки образуются соответственно территориальной, окружной избирательными комиссиями. Избирательные участки образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке.
Избирательные участки образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
В соответствии со ст. 22 Закона № 2711/469-III-ОЗ участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 и не позднее чем за 27 дней до дня голосования в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
1) до 1000 избирателей - 5 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
2) от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
3) более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
При этом регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Аналогичные требования к учёту избирателей, установлению численности зарегистрированных избирателей, формирование и ведение регистра избирателей установлены п. 7 ст. 14 Закона № 2711/469-III-ОЗ, согласно которому сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами в порядке, предусмотренном положением "О Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации", и представляются в территориальные избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования, но не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования.
В соответствии с Положением о Государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённым Постановлением Центризбиркома РФ от 06.11.1997 N 134/973-II, Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации организуется в целях обеспечения гарантий и реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и представляет собой комплекс мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума.
Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.
По результатам учета избирателей, участников референдума системный администратор КСА ТИК ГАС "Выборы" на основании сведений, содержащихся в базе данных, формирует территориальный фрагмент Регистра по состоянию на 1 января и 1 июля. Указанный фрагмент не позднее 15 января и 15 июля каждого года передается главе местной администрации на защищенном от записи машиночитаемом носителе по акту, форма которого утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, копия фрагмента хранится на КСА ТИК ГАС "Выборы".
Глава местной администрации не позднее 20 января и 20 июля каждого года устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля, и направляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации указанные сведения. Копия этих сведений направляется системным администратором КСА ТИК на КСА ИКСРФ с использованием ГАС "Выборы".
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 25 января и 25 июля каждого года на основании представленных главами местных администраций сведений устанавливают численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля, подписывают и направляют сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИК России. Копия этих сведений направляется системным администратором КСА ИКСРФ на КСА ЦИК России с использованием ГАС "Выборы".Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трех дней после их направления в ЦИК России.
Не позднее 10 февраля и 10 августа каждого года ЦИК России на основании сведений, представленных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъекта Российской Федерации и председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также Министерством иностранных дел Российской Федерации и главой администрации города Байконур, устанавливает общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля.
Сведения о численности зарегистрированных избирателей, участников референдума используются для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий субъекта Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, обеспечения иных предусмотренных законодательством избирательных действий, действий при проведении референдума.
Сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в Регистре, используются при подготовке списков избирателей, участников референдума в соответствии с законодательством на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации.
Из системного анализа вышеназванных норм следует, что при образовании избирательных участков и подготовке списков избирателей используются сведения о численности зарегистрированных избирателей на 1 июля и 1 января каждого года, при этом список избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка на 1 января 2011 г. должен был быть утверждён и представлен не позднее 10 февраля 2011 г.
Вместе с тем, избирательный участок № 1105 был создан в соответствии со ст. 13 Закона № 2711/469-III-ОЗ не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, т.е. до 22 января 2011 г. При этом вышеназванные списки зарегистрированных избирателей должны были быть переданы в ТИК в соответствии со ст. 14 Закона № 2711/469-III-ОЗ не позднее 12 января 2011 г.
Таким образом, учитывая, что на момент формирования и утверждения избирательного участка № 1105, а также на момент формирования и утверждения УИК № 1105 списки зарегистрированных избирателей на 1 января 2011 г. еще не были утверждены, ТИК правомерно были использованы утверждённые списки зарегистрированных избирателей на 1 июля 2010 г. с количественным составом 2008 человек.
Довод апелляционной жалобы о том, что количество членов УИК № 1105 не могло превышать 10 человек, поскольку половина членов – 5 человек – являлись представителями политических партий, основан на неправильном толковании закона и не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 указанного Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 указанного Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 указанного Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утверждённых Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5, согласно пункту 8 статьи 24, пунктам 7 и 7.1 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующий полномочный орган (представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, соответствующая вышестоящая избирательная комиссия) обязан назначить не менее одной второй (для избирательной комиссии муниципального образования - половину) от установленного числа членов каждой территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (при формировании территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления, участковой избирательной комиссии).
При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая обеспечивала бы реализацию этой нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.
Если количество предложений, внесенных вышеназванными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, окажется недостаточным для соблюдения требования пункта 4.1 указанных Методических рекомендаций, остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Таким образом, законодателем установлено минимальное количество членов избирательных комиссии, выдвинутых представителями политических партий – не менее половины от общего числа членов. Вместе с тем такое ограничение направлено на соблюдение баланса интересов избирателей, избирательных объединений и не может являться препятствием для соблюдения установленных законодателем требований об установлении общего числа членов избирательной комиссии.
В избирательной кампании приняло участие семь общественных объединений, которые были вправе предложить кандидатуры в члены УИК № 1105 с правом решающего голоса.
При формировании УИК № 1105 поступили предложения от пяти общественных объединений и предложение о включении десяти членов комиссии от собрания избирателей по месту работы – Открытого акционерного общества «Управляющая компания жилищным фондом «Южная» (далее - ОАО «УКЖФ Южная»).
Учитывая, что предельная численность членов УИК № 1105 с правом решающего голоса составляла пятнадцать человек, предложений от иных общественных объединений не поступило, ТИК была не вправе отказать ОАО «УКЖФ Южная» как субъекту права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Иное толкование закона противоречило бы как Конституции РФ, так и федеральному и региональному законодательству, поскольку одной из форм реализации гражданами Российской Федерации права на участие в управлении делами государства является участие в деятельности коллегиальных органов, организующих и обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдумов, - избирательных комиссий, комиссий референдума.
При осуществлении своих полномочий, таких как регистрация (учет) избирателей, организация голосования, подсчет голосов избирателей, определение итогов голосования и результатов выборов, избирательные комиссии действуют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 января 2007 года N 160-О-П, прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий как самих комиссий, так и их членов приобретают, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан.
Таким образом, действия ТИК по формированию УИК № 1105 носили законный характер и не нарушали права заявителя.
Судебная коллегия также не принимает во внимание ссылку заявителя на то, что увеличением числа членов УИК № 1105 было нарушено его право на получение вознаграждения как члена комиссии с правом решающего голоса, поскольку при численности комиссии в десять человек он получил бы плату большем размере.
В соответствии со ст. 62 Закона № 2711/469-III-ОЗ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Избирательной комиссией Оренбургской области за счет и в пределах средств областного бюджета, выделенных на проведение выборов.
Таким образом, законодателем не установлена какая-либо зависимость вышеуказанного вознаграждения (оплаты труда) от количества членов избирательных комиссий, а оплачивается лишь его работа в период избирательной кампании.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила :
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аймагамбетова Ж.К. – без удовлетворения.
Председательствующий судья :
Судьи :