судья Суханова Л.А. дело № 12-159-2012
РЕШЕНИЕ
11 октября 2012 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Ширяевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новотроицкий кожно – венерологический диспансер» И.Л.В. на постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новотроицкий кожно – венерологический диспансер»,
установил:
в период с 07 августа 2012 года по 08 августа 2012 года должностными лицами Управления Росздравнадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка с целью контроля соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, условий, обращения лекарственных средств при осуществлении медицинской деятельности в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новотроицкий кожно – венерологический диспансер» (далее по тексту – ГБУЗ «НКВД»), расположенного по адресу: Оренбургская область, г. ***.
В ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренные Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 291 (далее – Положение).
Оснащение и внутренняя отделка помещений поликлинического и стационарного отделений ГБУЗ «НКВД» не соответствуют требованиям п.п. 4.2, 8.8, 11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10, п.6.10 СП 2.3.6.1079-01 (п.п.а п. 4 Положения):
- в поликлиническом отделении имеются дефекты покраски, трещин штукатурки на стенах и потолке в манипуляционном кабинете; дефекты побелки, покраски, трещины штукатурки в кабинетах врачей дерматовенерологов № 1, 2, 3; протечка потолка, дефекты плиточного напольного покрытия в санузле;
- в стационарном отделении имеются в палатах круглосуточного и дневного пребывания дефекты побелки, покраски, штукатурки стен; в мазевой комнате дефекты линолеумного покрытия, штукатурки вокруг дверного блока; в манипуляционном кабинете дефекты покраски, трещины на стенах и потолке; в коридоре дефекты плиточного напольного покрытия; в санузле протечки потолка, дефекты побелки, покраски стен, дефекты плиточного напольного покрытия; в коридоре дефекты плиточного напольного покрытия, в буфете используется посуда со сколами, трещинами, отбитыми краями. В режимных кабинетах учреждения используются канцелярские столы с дефектами покрытия (в процедурных, манипуляционных, мазевом кабинетах).
Рабочие места врачей не оборудованы персональными компьютерами; в кабинете для оказания лечебно – диагностической помощи детскому населению отсутствуют пеленальный столик, лупа с подсветкой; кабинет для оказания лечебно – диагностической помощи больным с инфекциями, передаваемыми половым путем не оснащен кольпоскопом, вагиноскопом, лампой для гинекологического осмотра, медицинским оборудованием для проведения комплексного лечения осложнений, вызванных инфекциями, передаваемыми половым путем, медицинским оборудованием для криотерапии, в том числе криодеструкции, что нарушает требования Стандарта оснащения амбулаторно – поликлинического и стационарного отделений, оказывающих медицинскую помощь больным дерматовенерологического профиля, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2012 № 151-н (пп. б п. 4 Положения).
В нарушение требований ст. 95 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п. 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н и требований производителя медицинских изделий, лекарственных препаратов, указанных на потребительской упаковке, в лечебном процессе ГБУЗ «НКВД» используются медицинские изделия и лекарственные препараты с истекшими сроками годности, нарушаются условия хранения медицинских изделий и лекарственных препаратов (п.п. б п. 5 Положения).
Установлено, что отпуск физиотерапевтических процедур проводится без назначения врача физиотерапевта.
По результатам проверки, 27 августа 2012 года главным специалистом-экспертом отдела мониторинга и контроля качества медицинской продукции Управления Росздравнадзора по Оренбургской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ГБУЗ «НКВД» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Материалы дела переданы на рассмотрение в Новотроицкий городской суд Оренбургской области.
Постановлением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 сентября 2012 года ГБУЗ «НКВД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде приостановлении деятельности ГБУЗ «НКВД» на срок ***.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, главный врач И.Л.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения главного врача И.Л.В., защитника Кистанкина Т.А., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Управления Росздравнадзора по Оренбургской области Ц.И.В., К.Е.А., прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.
В соответствии с подп. 96 п. 1 указанной статьи медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Факт совершения ГБУЗ «НКВД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27 августа 2012 года № ***, подписанным главным врачом ГБУЗ «НКВД» И.Л.В. без возражений, первоначальными объяснениями И.Л.В., объяснениями работников медицинского учреждения.
Собранные по данному делу доказательства оценены судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ГБУЗ «НКВД» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Основной довод жалобы сводится к тому, что судьей районного суда назначено наказание без учета требований ст. 3.12 КоАП РФ. Заявитель просит заменить назначенное наказание в виде приостановления деятельности юридического лица на наказание в виде административного штрафа. В обоснование своего довода ссылается на то, что после проведенной проверки ГБУЗ «НКВД» выделены средства в сумме *** рублей на ремонт помещения стационара диспансера и в настоящее время проводится работа по составлению и утверждению проектно – сметной документации работ; медицинские изделия и лекарственные препараты с истекшим сроком годности утилизированы; в кабинете главной медицинской сестры, откуда осуществляется отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий в отделения, установлен кондиционер, что позволит в дальнейшем контролировать температурный режим хранения.
В суде второй инстанции И.Л.В. показала, что после проверки диспансером приобретена часть недостающей мебели, медицинского оборудования (пеленальный столик, лупа с подсветкой), Министерством здравоохранения Оренбургской области запланировано выделение персональных компьютеров для работы врачей.
Определяя вид и размер наказания, судья районного суда указал о том, что у ГБУЗ «НКВД» отсутствуют денежные средства на оплату штрафа, в связи с чем посчитал целесообразным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица.
Между тем, исходя из смысла ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности, как вид административного наказания, применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей и назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Из данной нормы следует, что административное приостановление деятельности является крайней мерой и применяется в исключительных случаях.
Вместе с тем, судья районного суда в своем постановлении не привел мотивы, по которым пришел к выводу о том, почему менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Не указал обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровью людям. Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной в п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», время начала и окончания срока административного приостановления деятельности юридического лица не должно определяться в постановлении, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Таким образом, постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 сентября 2012 года в части вида назначенного наказания не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 000 до 150 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Поскольку после проведенной проверки медицинские изделия и лекарственные препараты с истекшим сроком годности утилизированы, созданы условия для правильного режима хранения лекарственных препаратов, выделены средства для проведения ремонтно – строительных работ в стационарном отделении диспансера, а также учитывая положения ч. 1 ст. 37, п. 3 ст. 101, ч. 11 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым медицинские организации вправе до 01.01.2013 года применять при реализации Программ модернизации и иные стандарты медицинской помощи, утвержденные до 01.01.2012 года, следует признать, что назначение наказания в виде административного штрафа будет отвечать целям административного наказания, изложенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат сведений о наличии в ГБУЗ «НКВД» обстоятельств, создающих угрозу условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.
С учетом изложенного выше, постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 сентября 2012 года подлежит изменению в части вида назначенного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 сентября 2012 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новотроицкий кожно – венерологический диспансер» изменить.
Назначить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Новотроицкий кожно – венерологический диспансер» наказание в виде штрафа в доход государства в размере *** рублей.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.