Решение по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.



судья Чадов А.А.                                                                      дело № 21-414/2011

РЕШЕНИЕ

18 октября 2011 года                                                                             г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <---> М,С.М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года               по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Селиванова В.С.,

установил:

в связи с обращением депутата законодательного Собрания Оренбургской области И.С.И. и требованием Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области 01 июня 2011 года проведена внеплановая проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации муниципального образования <---> Оренбургской области.

В ходе указанной проверки было установлено, что на <--->ом километре автодороги <---> (в районе поворота <--->) находится свалка твердых бытовых отходов. Территория свалки не имеет ограждений или вала высотой не менее 2,0 м, шлагбаум на территории свалки отсутствует (п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01); осмотр территории санитарно-защитной зоны свалки и прилегающих земель к подъездной дороги 1 раз в 10 дней не производится, в случае загрязнения не обеспечивается тщательная уборка                    (п. 5 СП 2.1.7.1038-01); переносные сетчатые ограждения отсутствуют, в результате чего легкие фракции мусора разлетаются в радиусе 100 м от свалки, что приводит к загрязнению прилегающей территории (п. 5.3 СП 2.1.7.1038-01); программа производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства не разработана, производственный контроль за соблюдением воздушной среды, состоянием почвы в зоне влияния свалки ТБО не ведется. Данные производственного контроля за 2008 – 2010 годы отсутствует (п. 6 СП 2.1.7.1038-01, СП 1.1.1058-01).

Кроме того, выявлено, что согласно представленной схеме расположения свалки ТБО и осмотра территории указанная свалка сдвинута в сторону населенного пункта с. им. <--->, т.е. фактические границы свалки выходят за отведенные, в результате чего не выдерживается санитарно – защитная зона 500 м (СП 2.1.7.1038-01).

По данному нарушению в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования <---> Оренбургской области Селиванова В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года № <---> Селиванов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <---> рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, Селивановым В.С. была подана соответствующая жалоба в Ленинский районный суд                   г. Оренбурга.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года постановление <---> Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года № <---> отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо просит об отмене решения судьи и вынесении нового решения, которым оставить без изменения постановление <---> Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года № <--->.

В возражениях Селиванов В.С. полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя административного органа Г.А.А.., поддержавшего доводы жалобы, объяснения защитника Селиванова В.С. – Колдаева Р.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе и должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года             № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением главы администрации <---> Оренбургской области от 30 января 2004 года № <---> под размещение свалки бытовых отходов выделен земельный участок площадью <---> га, расположенный в <---> части муниципального образования <--->. Соответствующими службами были даны положительные заключения по размещению свалки. Постановлением администрации муниципального образования <---> Оренбургской области от 05 мая 2011 <---> утвержден проект границ и сформирован земельный участок площадью <---> га под размещение данной свалки бытовых отходов.

Организация свалки ТБО в установленном законом порядке надлежащим образом не оформлена. Между тем, администрация поселкового сельского совета допустила эксплуатацию данной свалки жителями поселка, следовательно, администрация <---> обязана проводить мониторинг состояния окружающей среды вокруг данного объекта, установить шлагбаум и ограждение, обозначив на местности границы участка свалки.

Исходя из смысла ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года             № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

<---> на своей территории складировал и хранил отходы, факт образования которых в результате жизнедеятельности поселка подтвержден материалами дела.

Действия Главы муниципального образования правомерно отнесены должностным лицом к накоплению отходов, что относится к вопросу местного значения поселения.

Прекращая производство по делу по мотиву невиновности, судья районного суда исходил из того, что устройство и содержание полигонов относится к вопросу муниципального района, в связи с чем, по мнению судьи, Селиванов В.С., как глава сельского поселения, не может нести ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу муниципального района.

    Между тем, из объема предъявленного Селиванову В.С. обвинения не следует, что Селиванову В.С. вменяется утилизация (захоронение) или переработка накопленных на свалке твердых бытовых отходов.

    Данное обстоятельство свидетельствует о неправильном применении судьей районного суда нормы материального права.

    В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи и вынесении нового решения, которым оставить без изменения постановление должностного лица.

    Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

О каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, в жалобе не говорится.

При таких обстоятельствах доводы жалобы <---> М,С.М. не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Селиванова В.С. оставить без изменения, а жалобу <---> М,С.М.. – без удовлетворения.

Судья Оренбургского

областного суда                                                                              Каширская Е.Н.