судья Месяц О.К. дело № 21-163/2012
РЕШЕНИЕ
03 мая 2012 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу О.А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Руссоль», на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» (далее - ООО «Руссоль»),
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 января 2012 года № *** ООО «Руссоль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2012 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 января 2012 года № *** оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, О.А.С. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Руссоль» Бажина А.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим из Генеральной прокуратуры Российской Федерации обращения директора Общественного фонда «---» Ш.М.А. в период с 07 декабря 2011 года по 22 декабря 2011 года прокуратурой Соль – Илецкого района Оренбургской области проведена проверка в отношении ООО «Руссоль», зарегистрированного по адресу: г. Оренбург, ул. ***, по вопросу соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
22 декабря 2011 года по результатам проверки прокурором Соль – Илецкого района Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Руссоль» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении направлены в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области для рассмотрения по подведомственности.
Признавая ООО «Руссоль» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «Руссоль» в нарушение требований ст. 117 ТК РФ не предоставляет работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный оплачиваемый отпуск согласно карт аттестации рабочих мест ООО «Руссоль»; в нарушение требований ст. 147 ТК РФ не предоставляет указанной категории работников доплаты к тарифной ставке установленные на основании карт аттестации рабочих мест в размере 8-12 % для профессий машинист горных выемочных работ, машинист погрузочно – доставочной машины, машинист конвейера, проходчик.
Соглашаясь с квалификацией действий ООО «Руссоль» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что порядок установления дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлен постановлением Госкомтруда СССР от 01.03.1991 года № 56 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно – производственного персонала предприятий и объединений, занятых на добыче и транспортировке соли» и постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 01.03.1986 года № 387/22-78 «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».
Данный вывод судьи районного суда является ошибочным по следующим основаниям.
Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01.02.2002 года, в ч. 1 ст. 423 устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Часть 2 ст. 117 ТК РФ в редакции, действовавшей до 07.10.2006 года, устанавливала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку Правительство Российской Федерации не определяло такие перечни, то в силу ч. 2 ст. 423 ТК РФ применялись перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Федеральным законом от 30.06.2006 года № 90-ФЗ внесены изменения в ч. 2 ст. 117, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливаются также минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
Таким образом, федеральным законодателем Правительству Российской Федерации были делегированы полномочия по определению порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 20.11.2008 года издало постановление № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не подлежат применению, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
В зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Отсутствие вышеназванного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно карт аттестации рабочих мест по условиям труда, для профессий машинист конвейера, проходчик продолжительность дополнительного отпуска установлена в размере 38 дней; для профессий горнорабочий подземный – 31 день; машинист электровоза – 24 дня; токарь, фрезеровщик – 21 день; аккумуляторщик, стволовой (участок подземных и стационарных установок) – 14 дней. Фактически дополнительные отпуска указанным работникам предоставлялись в размере 7 дней. Доплата к тарифной ставке установленная по результатам аттестации для профессий машинист горных выемочных работ, машинист погрузочно – доставочной машины, машинист конвейера, проходчик в размере 8-12 %, фактически составляла 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В соответствии с п.п. 4.5, 5.4.1 Коллективного договора от 30.03.2011 года работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней. Доплата за работу в тяжелых условиях, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится в размере 4 % часовой ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за фактически отработанное время.
Указанный Коллективный договор утвержден протоколом собрания Профкома Профсоюза соляной промышленности от 30.03.2011 года № 05-11, зарегистрирован в ГУ «Центр занятости населения г. Оренбурга» 05.04.2011 года (регистрационный номер ***).
Таким образом, установленные в ООО «Руссоль» работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры предоставляемого дополнительного отпуска и доплаты к оплате труда данной категории работников не нарушают требования ст.ст. 117, 147 ТК РФ.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 января 2012 года № *** и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2012 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Руссоль» подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу О.А.С., действующего в интересах ООО «Руссоль», удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 января 2012 года № *** и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Руссоль» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.