Приговор Боровичского районного суда Новгородской области от 13 марта 2012 года изменен.



Судья Ратнер В.М.                                              Дело № 1-30/2012-22-626

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Великий Новгород                                 26 апреля 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Григорьева А.С.,

судей Ерика М.С. и Иванова И.С.,

при секретаре Кашеварове П.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам защитника осужденного Всеволодова В.А. адвоката Шубиной Т.С. и осужденного Музыкантова М.В. на приговор Боровичского районного суда Новгородской области от 13 марта 2012 года, которым

Всеволодов В.А., родившийся <...> года в <...>, ранее не судимый, осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;

Музыкантов М.В., родившийся <...> года в <...>, ранее не судимый, осужден по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Этим же приговором разрешен вопрос о мере пресечения в отношении осужденных до вступления приговора в законную силу; разрешена судьба вещественных доказательств и вопрос о взыскании процессуальных издержек.

Заслушав доклад судьи Григорьева А.С., выступления защитника осужденных Музыкантова М.В. и Всеволодова В.А. адвоката Яковлевой С.П., осужденного Музыкантова М.В., поддержавших кассационные жалобы, возражения прокурора Тимофеевой Н.М., полагавшей кассационные жалобы оставить без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Музыкантов М.В. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Л., совершенное группой лиц совместно со Всеволодовым В.А.

Всеволодов В.А. признан виновным и осужден за убийство Л.

Преступления совершены в период времени с <...> часов <...> года в <...> при обстоятельствах, подробно описанных в приговоре.

Адвокат Шубина Т.С. в интересах осужденного Всеволодова В.А. просит приговор суда изменить и смягчить ему наказание. Указывает, что цели наказания будут достигнуты путем назначения виновному меньшего срока наказания в виде лишения свободы, поскольку он впервые привлекается к уголовной ответственности и суд не в полной мере учел наличие смягчающих наказание обстоятельств: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, молодой возраст, полное признание вины и раскаяние в содеянном.

Осужденный Музыкантов М.В. в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит приговор суда изменить и назначить ему наказание, не связанное с реальным лишением свободы и на меньший срок. В обоснование жалобы утверждает, что суд не учел его явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, признание вины и раскаяние в содеянном, рождение его женой ребенка, нуждаемость его семьи в материальной и моральной поддержке.

В возражениях на кассационные жалобы защитника и осужденного государственный обвинитель Сазонов Д.И. считает приговор суда законным и обоснованным, а кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы уголовного дела, законность, обоснованность и справедливость приговора суда, обсудив доводы кассационного представления, выслушав выступления участников уголовного судопроизводства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Виновность Музыкантова М.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Л., совершенном группой лиц, и виновность Всеволодова В.А. в убийстве Л. не оспаривалась участниками судопроизводства со стороны защиты и подтверждена изложенными в приговоре доказательствами, совокупность которых достаточна для разрешения уголовного дела.

Действия Музыкантова М.В. с учетом требований ст. 8, ст. 9 УК РФ правильно квалифицированы по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ, действия Всеволодова В.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Вопреки доводам кассационных жалоб, суд в соответствии со ст.ст. 6 и 60 УК РФ назначил осужденным справедливое наказание.

Как видно из приговора при назначении наказания Всеволодову В.А. суд учел как характер и степень общественной опасности совершенного Всеволодовым В.А. умышленного оконченного преступления против жизни, относящегося к категории особо тяжких преступлений, так и данные характеризующие личность виновного, в том числе, отсутствие у него судимости, склонность к употреблению спиртных напитков, состояние его здоровья, поведение в быту, влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи. В силу п. «и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ суд правильно признал в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному, и учел при его назначении: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, молодой возраст, признание вины и раскаяние в содеянном.

При назначении наказания Музыкантову М.В. наказания суд учел как характер и степень общественной опасности совершенного им умышленного оконченного преступления против здоровья, относящегося к категории особо тяжких преступлений, так и данные характеризующие личность виновного, в том числе, отсутствие у него судимости, склонность к употреблению спиртных напитков и психоактивных веществ, состояние его здоровья, поведение в быту, влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи. В силу п. «и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ суд правильно признал в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному, и учел при его назначении: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, нахождение жены виновного в состоянии беременности, молодой возраст, признание вины и раскаяние в содеянном.

Исходя из данных о личности Всеволодова В.А. и личности Музыкантова М.В., наличия у них смягчающих наказание обстоятельств, в том числе, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, а также при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о возможности не применять к виновным дополнительное наказание в виде ограничения свободы и определил срок основного наказания в виде лишения свободы в пределах санкции ч. 1 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 111 УК РФ соответственно. При этом фактически срок наказания в виде лишения свободы обоим осужденным определен с учетом правил ч. 1 ст. 62 УК РФ, то есть не превышает двух третей максимального срока наиболее строго наказания, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Поскольку при назначении наказания суду было известно о беременности жены Музыкантова М.В. и данное обстоятельство в качестве смягчающего уже учитывалось судом при определении влияния назначенного наказания на условия жизни семьи виновного, постольку с учетом срока назначенного Музыкантову М.В. наказания в виде лишения свободы рождение у него ребенка само по себе не является основанием для снижения ему наказания.

При таких обстоятельствах следует признать, что вид наказания и срок лишения свободы осужденным назначен в полном соответствии с ч. 1 ст. 6, ст. 60, ст. 61, ч. 1 ст. 62 УК РФ и в пределах санкций частей статей Особенной части УК РФ, предусматривающих наказание за совершенные осужденными преступления, а потому назначенное наказание является справедливым и изменению не подлежит.

Оснований для применения к осужденным правил статей 64 или 73 УК РФ не усматривается.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановления суда, по делу не имеется.

В то же время, поскольку суд в обоснование виновности подсудимых в числе прочих доказательств привел в приговоре протокол проверки показаний на месте свидетеля Музыкантова М.В. от 13 октября 2011 года, согласно которому Музыкантов М.В. после предупреждения его об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ воспроизвел на месте обстановку и обстоятельства преступления, за совершение которого он был впоследствии осужден, постольку указание на этого доказательство должно быть исключено из приговора суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, п. 1 ч. 1 ст. 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Боровичского районного суда Новгородской области от 13 марта 2012 года изменить, исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на протокол проверки показаний на месте свидетеля Музыкантова М.В. от 13 октября 2011 года, в остальной части приговор в отношении Всеволодова В.А. и Музыкантова ФИО16 оставить без изменения, а кассационные жалобы адвоката Шубиной Т.С. и осужденного Музыкантова М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                                                     А.С. Григорьев

Судьи                                                                                    М.С. Ерик

                                                                                                                                      И.С. Иванов